Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 09.09.2010 N ГКПИ10-929

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 2010 г. N ГКПИ10-929

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующими Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н,

установил:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения (далее - Квалификационные требования). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный номер 14292, опубликован в "Российской газете" 26 августа 2009 г., N 158.

Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Квалификационных требований в части положения о специальности "Косметология". В обоснование заявленных требований указала, что является <...>, 13 лет работает в организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включающую выполнение работ (оказание услуг) по косметологии. На момент окончания высшего учебного заведения в 1995 г. ординатуры по специальности "Косметология" не существовало, в связи с чем в Приказе Министерства здравоохранения СССР от 28 декабря 1982 г. N 1290 "О мерах по улучшению косметологической помощи населению" должности <...>, выполняющего косметологические процедуры и <...>, не были предусмотрены. Оспариваемое положение, по ее мнению, требует получения второго профессионального образования по вновь образованным специальностям на платной основе с отрывом от основной работы <...> выполняющими соответствующие работы (услуги), до его издания, в связи с чем лишает ее возможности продолжать работать и оказывать услуги по косметологии, и поэтому должно распространяться лишь на лиц, которые начали свое обучение после его вступления в законную силу. Также считает, что Квалификационные требования противоречат статье 2 Конституции Российской Федерации, статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Б. и С., Министерства юстиции Российской Федерации К. возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в установленном порядке, предусматривает квалификационные требования к подготовке врачей и провизоров, не определяет порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим профессиональным медицинским образованием.

Выслушав объяснения Л., возражения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - Основы законодательства) медицинские и фармацевтические работники имеют право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки (пункт 4 части первой); порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями (часть третья).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что установлено в пункте 1 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321.

Названным Положением определено, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства (пункты 5.2, 5.2.2).

В соответствии с пунктом 5.2.2 названного Положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены квалификационные требования к подготовке врачей и провизоров по различным специальностям, в т.ч. "Косметология", т.е. в пределах предоставленных полномочий.

Согласно статье 54 Основ законодательства право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (часть первая); сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан (часть вторая).

Статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности (подпункт 96 пункта 1).

Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30, к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, отнесено выполнение работ (услуг) по косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической) (Приложение к Положению); к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности, в частности, относится наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет (подпункты "г", "д" пункта 5).

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 декабря 1982 г. N 1290 утверждены Положение о враче-дерматовенерологе косметологической лечебницы (отделения, кабинета) и Положение о враче-хирурге косметологической лечебницы (отделения, кабинета) (приложения 3, 4), в соответствии с которыми врач-дерматовенеролог косметологической лечебницы оказывает лечебно-диагностическую, консультативную помощь больным по поводу заболеваний кожи и косметических дефектов, на должность врача-дерматовенеролога косметологической лечебницы назначается врач, прошедший специальную подготовку по вопросам дерматовенерологии и косметологии (пункты 1, 2 Приложения 3); врач-хирург косметологической лечебницы обеспечивает оказание квалифицированной хирургической помощи пациентам, обратившимся в лечебницу; на должность врача-хирурга косметологической лечебницы назначается врач, имеющий практический опыт оперирующего хирурга в области челюстно-лицевой хирургии не менее 2-х лет и прошедший специальную подготовку по вопросам косметической пластической хирургии (пункты 1, 2 Приложения 4).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н утверждена Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, в которую включены, в частности, такие специальности, как лечебное дело, педиатрия, соответствующие им основные специальности и специальности, требующие дополнительной подготовки. Специальности "Косметология" и "Пластическая хирургия" отнесены к специальностям, требующим дополнительной подготовки.

Из изложенного следует, что установление оспариваемым актом квалификационных требований, необходимых для занятия должности врача-косметолога, а именно наличие послевузовского профессионального образования или дополнительного образования - ординатуры по специальности "Косметология" или профессиональной переподготовки по специальности "Косметология" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Дерматовенерология", не противоречит статье 54 Основ законодательства, подпунктам "г", "д" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

В соответствии с Порядком совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 705н, для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации; нормативный срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляет от 100 по 500 часов аудиторных занятий (пункт 6.1); для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет, обучение проводится по образовательным программам профессиональной переподготовки; нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов аудиторных занятий (пункт 6.2); для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональная подготовка организуется в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (пункт 6.3).

В связи с чем необоснованным является довод заявителя о том, что оспариваемое положение требует получения медицинскими работниками, длительное время работающими врачами-косметологами до его издания, второго послевузовского образования для выполнения соответствующих работ по вновь образованным специальностям. Для указанной категории медицинских работников предусмотрено прохождение повышения квалификации в рамках соответствующих образовательных программ.

В соответствии с пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610, повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Таким образом, установленное Квалификационными требованиями для специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения требование о повышении квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности полностью соответствует пункту 7 Типового положения, подпункту "д" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Учитывая изложенное, Квалификационные требования в части положения, относящегося к специальности "Косметология", не противоречат статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации и не ограничивают право каждого на продвижение по работе с учетом производительности труда, а являются дополнительной трудовой гарантией для врачей и провизоров, длительное время проработавших по различным специальностям, устанавливая возможность получения ими дополнительного профессионального образования путем повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Л. о признании частично недействующими Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
"Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности"
"Об утверждении Правил проведения исследований (испытаний) с целью оценки биологического действия медицинских изделий"
"Об утверждении Порядка утверждения типа средств измерений"
<О признании недействующим раздела II Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 218>
Ошибка на сайте