Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 13.01.2010 N ГКПИ09-1542

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 января 2010 г. N ГКПИ09-1542

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пункта 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, абзаца четвертого пункта 33 Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации -Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 14,

установил:

пунктом 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, установлено, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей, дознавателей или других лиц к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ. Об этом заявители уведомляются начальником структурного подразделения (прокурором) с разъяснением права и порядка обжалования. В части рассмотрения доводов о несогласии с принятыми решениями такие обращения передаются на разрешение в соответствующее подразделение (прокуратуру).

Аналогичная норма содержится в абзаце четвертом пункта 33 Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 14.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании правовой нормы, содержащейся в указанных пунктах Инструкций, недействующей, как нарушающей его права, гарантированные статьями 15, 19, 52, 55, 56 Конституции Российской Федерации, статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылается на то, что в течение длительного времени ему со ссылкой на эти пункты Инструкций, не опубликованных официально для всеобщего сведения, отказывают в проведении проверочных действий по его сообщениям о преступлениях работников прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, федеральных судей. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в своих возражениях указала на то, что согласно пункту 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 УПК РФ, только те обращения, в которых отсутствуют сведения о конкретном преступлении, пунктом 2.5 этой же Инструкции определено, что жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, следственных органов и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на судебные Постановления проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством. Текст Инструкции опубликован для всеобщего сведения, размещен в информационно-справочных системах и доступен для широкого круга пользователей.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сослался на то, что пункт 33 Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации содержит положения, аналогичные нормативным предписаниям пункта 2.4 вышеназванной Инструкции, утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации, и не предусматривает исключений из установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации положений о необходимости проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, не освобождает следователя и руководителя следственного органа от необходимости принятия по результатам проверки соответствующего решения, Инструкция опубликована в соответствующем Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний, размещена для свободного ознакомления и в сети Интернет и в различных информационно-правовых базах.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации П. и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Д., С., исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации на издание Инструкции, утвержденной им Приказом от 17 декабря 2007 г. N 200, основаны на статье 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в силу которой Генеральный прокурор Российской Федерации издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.

Данная Инструкция, содержащая оспариваемую норму, опубликована в журнале "Законность" за 2008 г., N 4, размещена в информационно-справочных системах Консультант-плюс и Гарант. В этой связи доводы заявителя о нарушении требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не допускающей применение не опубликованных для всеобщего сведения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не соответствуют действительности.

Из анализа пункта 2.4 этой Инструкции следует, что его действие распространяется только на те обращения, в которых заявители ставят вопрос о привлечении к ответственности судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других лиц в связи с несогласием с принятыми ими решениями, высказывают лишь предположение о возможном совершении ими должностного преступления, не называя конкретные данные о признаках преступления.

В указанных случаях доводы заявителей фактически сводятся к оспариванию решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий. Проверка законности и обоснованности таких решений осуществляется в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством, что и отмечено в пункте 2.5 той же Инструкции, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

По смыслу статьи 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации заявление может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела, если в нем содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении. Оспариваемая правовая норма не исключает обязанность должностных лиц в пределах своей компетенции проводить проверку таких заявлений и принимать по ним решения в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 названного Кодекса. В случае отказа в рассмотрении заявления в порядке, предусмотренном для сообщений о преступлении, заинтересованное лицо, считающее, что в его обращении содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении, вправе оспорить такой отказ в судебном порядке.

Как видно из представленных заявителем копий ответов и судебных Постановлений, ему было отказано в организации проверки сообщений о преступлениях в связи с тем, что в его обращениях выражалось лишь несогласие с процессуальными решениями, принятыми уполномоченными должностными лицами, а указание на конкретные факты совершенного преступления отсутствовало. Судом данные отказы признаны правомерными.

При таком положении следует признать, что оспариваемая правовая норма прав и свобод заявителя не нарушает.

Что касается абзаца четвертого пункта 33 Инструкции, утвержденной Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 14, то им никакой новой нормы не установлено. В нем лишь отображена правовая норма, содержавшаяся в пункте 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 120, законность которого подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1142. В настоящее время эта правовая норма воспроизведена в пункте 2.4 Инструкции, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, и, как сказано выше, не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

С учетом изложенного и в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании формулы 20 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
"О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации"
<О признании частично недействующим пункта 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 22.09.2008 N 99н>
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров, а также в некоторые решения Совета Евразийской экономической комиссии и Высшего Евразийского экономического совета"
Ошибка на сайте