Решение Верховного Суда РФ от 07.06.2013 N АКПИ13-479
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2013 г. N АКПИ13-479
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 112 "О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 380",
установил:
в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Правительство Российской Федерации 11 февраля 2013 г. издало постановление N 112, которым приостановило до 1 января 2016 г. действие постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" и признало утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 380 "О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82" (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 15 февраля 2013 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 7, 18 февраля 2013 г.
Гражданин Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного Постановления.
Как указывает заявитель, он является держателем облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года. В нарушение действующего законодательства ежегодно приостанавливается действие Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82, в связи с чем он лишен возможности реализовать свои права, предусмотренные Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
В суде представители Н. по доверенности Ф., Х. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам международного права, Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 8 мая 2013 г. N ИШ-П13-3063).
Представители Правительства Российской Федерации К., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что по данным Сбербанка России сумма облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, реализованных на территории РСФСР, по состоянию на 1 января 1992 г. составляла 9,0 млрд рублей. В течение 1992 - 1994 годов Российской Федерацией было погашено или обменено таких облигаций на сумму 12,1 млрд рублей. Таким образом, объем изъятых из обращения облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года превысил объем их размещения на территории РСФСР за счет притока данных ценных бумаг из стран СНГ. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан на восстановление и обеспечение сохранности их денежных сбережений.
Выслушав объяснения представителей Н. по доверенности Ф., Х., представителей Правительства Российской Федерации К., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно Федеральному закону от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств: на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года; на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года; в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.
Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости в силу названного Федерального закона устанавливаются федеральными законами, а управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения прав граждан, гарантированных статьей 35 Конституции Российской Федерации, были приняты Федеральный закон от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора", Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
Облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые облигации Российской Федерации (статья 6). Федеральным законом от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ установлена единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации - "долговой рубль". Долговой рубль является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом названным Федеральным законом, а именно: долговая стоимость определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ установлена базовая стоимость необходимого социального набора (базовая стоимость необходимого социального набора установлена в сумме 464 рублей СССР).
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет полномочия Правительства Российской Федерации по внесению на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. В случае если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде (часть 6 статьи 192).
Действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено до 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" определены полномочия Правительства Российской Федерации в данной сфере, которое осуществляет управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации. Положение о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82, устанавливает процедуру перевода названных ценных бумаг бывшего Союза ССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
В связи с приостановлением действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" и отсутствием финансового обеспечения действие постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 приостановлено до 1 января 2016 года.
В федеральном бюджете отсутствуют средства, необходимые для погашения долговых обязательств Российской Федерации перед гражданами Российской Федерации, имеющими облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года. Объем средств на указанные выше цели утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Конкретный размер компенсационных выплат и перечень категорий граждан, которым полагаются эти выплаты, определяются исходя из общего объема утвержденных законом средств на текущий период.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено направить на осуществление компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытое акционерное общество "Российская государственная страховая компания" и общества системы Росгосстраха) и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, которые являются гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", средства в 2013 году в сумме 50 000 000,0 тыс. рублей, в 2014 году в сумме 50 000 000,0 тыс. рублей и в 2015 году в сумме 50 000 000,0 тыс. рублей (статья 17).
Держателям облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года законодатель не предусмотрел выделение средств на осуществление компенсационных выплат и по государственному долгу в отношении владельцев данных облигаций Правительством Российской Федерации создана межведомственная комиссия, которая занимается ситуацией по восстановлению учета, размещения и продажи облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.
В соответствии со статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23 декабря 1997 г. N 21-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 г. N 258-О-О, от 7 июня 2011 г. N 745-О-О, от 3 апреля 2012 г. N 632-О, решая задачи, связанные с восстановлением сбережений граждан, федеральный законодатель, призванный действовать во всеобщих интересах, обладает достаточной дискрецией, что обусловлено необходимостью учета им конкретных социально-экономических условий развития Российской Федерации и достижения баланса между правами и законными интересами различных категорий граждан - как тех, которые состоят в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, так и иных лиц, в отношении которых государство связано принятыми на себя публично-правовыми обязательствами. При этом в рамках реализации конституционно обоснованной свободы усмотрения законодатель вправе ограничить права (в том числе имущественные) одних лиц в целях защиты прав и законных интересов других (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).
Права граждан, являющихся держателями облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Н. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 112 "О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 380", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ