Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 23.06.2008 N ГКПИ08-1391

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2008 г. N ГКПИ08-1391

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Кезеревой Антонины Петровны, Кезерева Андрея Александровича, Васильевой Алисы Юрьевны о признании недействующим Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области",

установил:

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 установлена для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области санитарно-защитная зона в размере 300 м от границы территории промплощадок N 1 и N 2 (пункт 1). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2008 г. за N 10898, опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 5, 4 февраля 2008 г.

Кезерева А.П., Кезерев А.А., Васильева А.Ю., являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных в непосредственной близости от территории ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании названного Постановления недействующим, ссылаясь на то, что оно не соответствует статьям 35, 41, 42, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статье 22 Декларации прав и свобод человека и гражданина, статье 1 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и нарушает их права на частную собственность, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, гарантированные перечисленными правовыми нормами. В заявлениях указано, что в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" отнесено к первому классу промышленных объектов и производств, санитарно-защитная зона которых составляет 1000 м, уменьшение размера этой зоны до 300 м дезинформирует население, создает тенденцию для полной ликвидации санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании Кезерева А.П., представляющая также по доверенности интересы Васильевой А.Ю., поддержала заявленные требования, обосновывая их вышеприведенными доводами.

Кезерев А.А., извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

Представители Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Минеева О.Н. и Министерства юстиции Российской Федерации Мокрова Е.А. в своих возражениях пояснили, что предусмотренные санитарной классификацией размеры санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств являются ориентировочными и могут быть изменены для предприятий первого и второго класса по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителей в зависимости от фактического уровня загрязнения среды обитания и неблагоприятного воздействия на здоровье человека, санитарно-защитная зона для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в размере 300 м установлена с учетом экспертного заключения федерального государственного учреждения науки "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана", основанного на 15-летних лабораторных наблюдениях за состоянием воздушной среды с инструментальным обнаружением загрязняющих веществ в зоне влияния вредных выбросов.

Выслушав объяснения Кезеревой А.П. и представителей заинтересованных лиц Минеевой О.Н. и Мокровой Е.А., показания свидетеля Гильденскиольда Р.С., подтвердившего обоснованность экспертного заключения, положенного в основу оспариваемого Постановления, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявлений, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 01.12.2007) установлено, что Главный государственный санитарный врач Российской Федерации осуществляет организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 3 статьи 46), наделяется полномочиями утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 2 статьи 51).

В соответствии с предоставленными полномочиями Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Постановлением от 10 апреля 2003 г. N 38 ввел в действие санитарные правила и нормативы - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые действовали на время издания оспариваемого Постановления и предусматривали, что ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия, а для действующих предприятий - и натурных исследований (пункт 2.7); для предприятий первого класса, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов составляет 1000 м (пункт 2.12).

Согласно пунктам 2.18 и 2.19 указанных санитарных правил размеры санитарно-защитных зон могли быть изменены для предприятий I и II классов по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя. Эти размеры могли быть уменьшены при:

- объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);

- подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Аналогичные правила закреплены в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции, введенной в действие с 1 марта 2008 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74. В пункте 3.7 подчеркнуто, что установленные в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон являются ориентировочными.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по сравнению с названными санитарными правилами и нормативами, которые предусматривали бы иные размеры и порядок установления санитарно-защитных зон, не имеется.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 г. N 87 основано на экспертном заключении федерального государственного учреждения науки "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" от 24.07.2007 N 03-В/38, которым по результатам рассмотрения представленной документации "Обоснование величины санитарно-защитной зоны ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" и выполненных специальных исследований признано возможным рекомендовать к согласованию санитарно-защитную зону 300 м.

Из содержания данного заключения видно, что предметом рассмотрения являлись, в частности, санитарно-эпидемиологическая оценка лабораторных и инструментальных замеров и исследований, анализ акустической нагрузки от оборудования, расположенного на производственной площадке ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на прилегающую жилую территорию, копии протоколов исследования воздуха населенных мест, измерений уровней шума, экспертное заключение от 01.04.2005 и дополнение к нему, подготовленные на основе результатов комплексных гигиенических исследований и натурных наблюдений, научные отчеты и иные документы ФГУН им. Ф.Ф. Эрисмана, ООО "Санкт-Петербургский научный экологический центр", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области", а также официальные данные ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров". Комплексной гигиенической оценкой представленного материала, длительными натурными наблюдениями (с 1992 года) и расчетным анализом объективно доказано отсутствие превышения ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ и превышения ПДУ (предельно допустимого уровня) по шумовому фактору на расстоянии 300 м от границ промышленных площадок. Рассчитанная величина риска для здоровья человека на указанном расстоянии находится на приемлемом уровне - вероятность развития у человека вредных эффектов для здоровья и гигиенических условий проживания при обнаруженных уровнях загрязнения окружающей среды (атмосферный воздух и шумовой фактор) отсутствует.

Заключение дано компетентным государственным научным учреждением по результатам длительных комплексных гигиенических исследований, натурных наблюдений и оценок, произведенных ФГУН им. Ф.Ф. Эрисмана, ООО "Санкт-Петербургский научный экологический центр", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области". Оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.

Допрошенный в качестве свидетеля доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Гильденскиольд Р.С. - один из исполнителей экспертного заключения, показал, что натурные исследования по Боровичскому комбинату проводились с 1992 года, на комбинате за время наблюдений установлены современные эффективные очистительные и противошумовые устройства, которые он осматривал при посещении комбината в 2005 году, модернизируется очистительное оборудование, это позволило снизить уровень вредных выбросов и шума на границе 300 м зоны до допустимых санитарными правилами пределов, сокращение санитарно-защитной зоны до 300 м является абсолютно обоснованным.

Утверждение Кезеревой А.П. о необъективности документации, представленной администрацией комбината и использованной при даче экспертного заключения, лишено какого-либо основания.

Из данного заключения и показаний свидетеля Гильденскиольда Р.С. видно, что предметом анализа являлась не только документация, представленная официальными лицами комбината, но и данные экспедиционного комплексного гигиенического обследования, отраженные в отчете по НИР и заключении 2005 г., результаты натурных наблюдений, проведенных специалистами санитарной службы Новгородской области и института им. Ф.Ф. Эрисмана, и осмотра очистительного и противошумового оборудования при посещении комбината экспедиционной группой и специалистами этого института.

Оценивая все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что принятое Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации решение об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в размере 300 м не является произвольным, основано на объективных данных и соответствует установленным санитарным правилам и нормативам.

Немотивированные ссылки заявителей на несоответствие Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации статьям 35, 41, 42, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статье 22 Декларации прав и свобод человека и гражданина, статье 1 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод нельзя признать правильными. Перечисленные нормы не регулируют порядок определения размеров санитарно-защитных зон и не устанавливают санитарные правила и нормативы, учитываемые при определении размеров таких зон.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87, устанавливающее санитарно-защитную зону для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в размере 300 м от границы территории промплощадок N 1 и N 2, не нарушает прав и законных интересов заявителей. Принадлежащие им на праве собственности жилые помещения расположены в непосредственной близости от границы этих промплощадок, то есть в пределах установленной указанным Постановлением санитарно-защитной зоны, увеличение размера которой никак не отразилось бы на правах заявителей, не повлекло бы для них каких-либо других правовых последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявлений Кезеревой Антонины Петровны, Кезерева Андрея Александровича, Васильевой Алисы Юрьевны о признании недействующим Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
"О внесении дополнений в Реестр организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании абзаца пятого пункта 116 и абзаца десятого пункта 123 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, не соответствующими (в части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими>
<О признании частично недействующим пункта 28 раздела III перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца 1 параграфа 23 "Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176>
Ошибка на сайте