Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 28.04.2014 N АКПИ14-210

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2014 г. N АКПИ14-210

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189,

установил:

согласно абзацу первому пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Гражданин М., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца первого пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта, предоставляющие возможность подозреваемым и обвиняемым не реже одного раза в неделю помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права, практике Европейского Суда по правам человека и нарушают права лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

М. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Ц., К., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Выслушав объяснения представителей Минюста России Ц., К., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16).

Во исполнение требований названного Федерального закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которые действуют в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 410 (далее - Правила).

Правила прошли государственную регистрацию 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139, и опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 46 14 ноября 2005 г.

Согласно статье 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Предусмотренные абзацем первым пункта 45 Правил положения направлены на установление надлежащих санитарно-гигиенических требований в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, гарантируют лицам, содержащимся под стражей, минимальное количество помывки в душе в течение недели и не ограничивают возможность помывки в душе чаще, если это необходимо.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются несостоятельными.

Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., предусматривают, что банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае, хотя бы раз в неделю в умеренном климате.

Комитет Министров Совета Европы в 2006 г. принял рекомендацию Rec (2006)2 относительно Европейских пенитенциарных правил, предусматривающую возможность обеспечения каждому заключенному принимать ванну или душ при температуре, соответствующей местным климатическим условиям, и, по возможности, ежедневно, но не менее двух раз в неделю (или чаще, если это необходимо).

Согласно Уставу Совета Европы, к которому Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1996 г. N 19-ФЗ, заключения Комитета Министров могут быть сделаны в форме рекомендаций правительствам членов, и Комитет Министров может запрашивать правительства членов о ходе выполнения таких рекомендаций (статья 15).

Следовательно, Европейские пенитенциарные правила носят рекомендательный характер и реализуются в российском законодательстве при установлении случаев нарушения прав и свобод человека, в том числе необоснованного их ограничения.

Положения абзаца первого пункта 45 Правил не могут рассматриваться как не обеспечивающие лицам, содержащимся под стражей, необходимых правил гигиены в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
"О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании в части недействующим пункта 40 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утв. Приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 N 814>
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза"
"Об утверждении Правил проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов в рамках Евразийского экономического союза"
Ошибка на сайте