Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2012 N АКПИ12-557

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2012 г. N АКПИ12-557

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. об оспаривании сноски к пункту 1 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430,

установил:

приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430, зарегистрированным 29 августа 2002 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный N 3756, утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).

Т., являющаяся нотариусом, занимающимся частной практикой, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать сноску к пункту 1 Порядка недействующей. В заявлении указано, что содержащаяся в оспариваемом предписании ссылка на статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в ранее действовавшей редакции противоречит Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", и нарушает ее право на ведение нормальной, подчиненной законодательству о нотариате профессиональной деятельности.

Т. в судебное заседание не явилась, о его месте и времени извещена надлежащим образом.

Представитель Федеральной налоговой службы С.Е. требование заявительницы не признал, ссылаясь на то, что положения Порядка применяются в части, не противоречащей действующей редакции Кодекса. Несмотря на исключение частных нотариусов из числа лиц, признаваемых индивидуальными предпринимателями, обязанности, предусмотренные Кодексом, остались для них прежние. В частности, они обязаны самостоятельно исчислять суммы налога с доходов, полученных от профессиональной деятельности, производить их уплату в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с порядком, определенным статьей 227 Кодекса, а также вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (подпункты 3, 5 пункта 1 статьи 23 Кодекса). Оспариваемая норма не противоречит Конституции Российской Федерации и не нарушает право заявительницы на ведение профессиональной деятельности.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. полагала, что требование заявительницы подлежит удовлетворению, так как сноска к пункту 1 Порядка в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ вступила в противоречие с действующим законодательством.

Министерство финансов Российской Федерации направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, а также письменные возражения, в которых просит отказать Т. в удовлетворении ее заявления, поскольку указанное в оспариваемой сноске понятие "индивидуальные предприниматели" употребляется в специальном значении исключительно для целей Порядка и не отождествляет правовой статус частных нотариусов с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявительницы удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Т. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 Порядка он разработан во исполнение пункта 2 статьи 54 Кодекса и определяет правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями. В сноске к данному пункту указано, что в соответствии со статьей 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Из сравнительного анализа оспариваемого положения и первоначальной редакции первого предложения абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Кодекса следует однозначный вывод о том, что сноска представляет собой дословное воспроизведение положения закона, закреплявшего, что индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Однако понятие "индивидуальные предприниматели", являющееся одним из основных, используемых для целей Кодекса, претерпело значительные изменения. В силу действующего в настоящее время абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Кодекса, в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, сноска к пункту 1 Порядка противоречит приведенному законоположению, поскольку в ней используется понятие "индивидуальные предприниматели" в ином значении, чем оно используется в Кодексе.

Утверждение Министерства финансов Российской Федерации о том, что указанное в оспариваемой норме понятие употребляется в специальном значении только для целей Порядка и не отождествляет правовой статус частных нотариусов с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, опровергается содержанием данной нормы, которое не предполагает ее иного толкования, кроме как цитаты статьи 11 Кодекса в ранее действовавшей редакции.

Не может служить основанием для признания оспариваемого предписания соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и ссылка Федеральной налоговой службы на то, что нормы Кодекса обязывают нотариусов, занимающихся частной практикой, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Удовлетворение требования заявительницы никак не умаляет компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, оговоренную в пункте 2 статьи 54 Кодекса, на установление порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для нотариусов, занимающихся частной практикой. Между тем при вступлении в силу изменений федерального законодательства нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат приведению с ними в соответствие.

Учитывая, что на основании части первой статьи 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов, заявление Т. подлежит удовлетворению лишь в части, касающейся частных нотариусов.

Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Т. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу сноску к пункту 1 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430, в части признания частных нотариусов индивидуальными предпринимателями.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2(2), 8(5), подпункта "з" пункта 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861>
"О классификации пистолета для профессиональной монтажной пены по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 35 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утв. Приказом СК России от 11.10.2012 N 72>
"Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении бурильных машин с глубиной бурения не менее 200 м"
Ошибка на сайте