Решение Верховного Суда РФ от 28.04.2009 N ГКПИ09-286
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. N ГКПИ09-286
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисова Владимира Николаевича о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 6 Изменений N 1 "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2007 г. N 3453,
установил:
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 апреля 1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" утверждены "Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов".
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) от 10 декабря 2007 г. N 3453 утверждены Изменения N 1 "Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов". Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2007 г. N 10776 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 52, 24 декабря 2007 г.
Абзацем вторым подпункта "б" пункта 6 Изменений N 1 введена новая редакция пункта 6.5 Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, которым предусмотрено, что соответствие транспортного средства перечню обязательных технических требований удостоверяется выдачей "Одобрения типа транспортного средства" (далее - Одобрение). Одобрение распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.
Борисов В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей данной нормы, ссылаясь на то, что распространение Одобрения на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации, противоречит пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нарушает его право как потребителя на приобретение нового транспортного средства по договору розничной купли-продажи соответствующим нормам безопасности в момент покупки данного транспортного средства.
Указал, что оспариваемое положение позволяет реализовывать устаревшие транспортные средства, которые на день продажи не соответствуют нормам безопасности, а также исключает возможность приостанавливать или прекращать реализацию транспортных средств, если действие Одобрения приостановлено либо прекращено.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и уточнил, что им оспаривается абзац второй подпункта "б" пункта 6 Изменений N 1 в полном объеме, поскольку Одобрение не может заменить сертификат соответствия, который предусмотрен законодательством. Также пояснил, что ему был продан автомобиль, у которого срок Одобрения истек, и тем самым не была подтверждена безопасность автомобиля.
Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Миронов А.А., Жуков А.И., Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Приказ принят Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в пределах предоставленных полномочий, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует закону и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление Борисова В.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1 статьи 15).
Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (статья 2). Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации (пункты 1, 2 статьи 25). До 1 января 2010 года должен быть принят технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (статья 9).
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу данного Федерального закона (абзац введен Федеральным законом от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ).
Поскольку технический регламент о безопасности колесных транспортных средств еще не принят, до его принятия действуют Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 апреля 1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
Оспариваемым Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2007 г. N 3453 в указанные Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (далее - Правила) внесены изменения. Приказ издан в соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Федерального закона, согласно которому до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных данной статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Указанный Приказ принят на основании заключения экспертной комиссии по проведению экспертизы проекта изменения N 1 "Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 19, согласован с Министерством промышленности и энергетики РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством транспорта РФ (л.д. 28-33), зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2007 г. N 10776 и официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 52, 24 декабря 2007 г.
Правилами установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме Одобрения, а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях: обеспечения безопасности дорожного движения; создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества (часть 2 главы 1).
Под Одобрением Правилами понимается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия (часть 1 главы 1).
Одобрение включает в себя все необходимые для сертификата соответствия сведения, в том числе: информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; о соответствии транспортного средства перечню установленных в Российской Федерации обязательных технических требований, приведенных в сводном листе сообщений, касающихся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, и сертификатов соответствия, являющихся обязательным приложением к нему; о сроке действия (пункт 2.6 раздела 2 главы 2, приложение 10).
Таким образом, Одобрение - это комплексный документ, выдаваемый на основании сертификатов соответствия на каждый параметр проверки.
Положением о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 17 марта 1998 г. N 11 (с изменениями от 22 апреля 2002 г.), также установлено, что при сертификации механических транспортных средств и прицепов сертификат соответствия выдается в виде Одобрения (пункт 3.9).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Согласно пунктам 5 и 6 данного Положения организациями и (или) предпринимателями паспорта выдаются на транспортные средства, изготавливаемые и реализуемые на территории Российской Федерации, а таможенными органами - на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации. Паспорта выдаются при наличии Одобрений. Сведения о наличии Одобрения вносятся в паспорт транспортного средства (пункт 2.7 Правил).
При таких обстоятельствах Одобрение и по форме, и по содержанию является документом, удостоверяющим соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, о чем указано в абзаце первом подпункта "б" пункта 6 Изменений N 1 "Правил", т.е. сертификатом соответствия.
В связи с изложенным довод заявителя о том, что Одобрение не является сертификатом соответствия, который предусмотрен федеральным законодательством, является необоснованным.
Объектом обязательного подтверждения соответствия в силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Выпускаемыми в обращение механическими транспортными средствами (шасси) являются в соответствии с оспариваемыми Правилами, не находившиеся ранее в эксплуатации, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на срок более чем шесть месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси), предназначенные для реализации и последующей эксплуатации (раздел 1 "Определения" главы I "Общие положения").
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона заявитель обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено.
Следовательно, правило, установленное пунктом 2 статьи 28 Федерального закона, относится к продукции, еще не выпущенной в обращение.
Согласно пункту 3.8 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации (с изменениями от 5 июля 2002 г.), утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 10 мая 2000 г. N 26, изготовители (продавцы, исполнители) приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае приостановки или отмены действия сертификата решением органа по сертификации.
Пунктом 3.5.3 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации (с изменениями от 25 июля 1996 г. и 11 июля 2002 г.), утвержденного Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 21 сентября 1994 г. N 15, предусмотрено, что для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.
Таким образом, переоформление или отмена действующих сертификатов соответствия и Одобрений, выданных на установленный срок, при вступлении в силу новых требований, а также подтверждения соответствия продукции, уже прошедшей обязательное подтверждение соответствия и выпущенной в обращение, указанными нормативными актами не предусмотрено.
С учетом изложенного положение пункта 6.5 главы 1 Правил о том, что Одобрение распространяется на транспортные средства, выпущенные в период его действия, независимо от срока их последующей реализации, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Правила сертификации не регламентируют продажу автомобилей, они касаются оценки соответствия на момент выпуска продукции в обращение. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) согласно Правилам является дата оформления на него паспорта транспортного средства, в который заносятся сведения об Одобрении (пункты 2.6, 2.7). В связи с чем паспорт транспортного средства является доказательством наличия Одобрения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров (в том числе автомобилей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Однако наличие или отсутствие у покупателя указанных документов не препятствует ему в постановке на учет автотранспортного средства и его эксплуатации.
Из вышеизложенного следует, что оспариваемое положение не противоречит Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Борисова Владимира Николаевича о признании недействующим абзаца второго подпункта "б" пункта 6 Изменений N 1 "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2007 г. N 3453, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА