Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2007 N ВКПИ07-119
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2007 г. N ВКПИ07-119
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции К.,
при секретаре - лейтенанте юстиции Г.,
с участием представителя заявителя Н. - М.,
старшего прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Л.,
представителей заинтересованного лица Министра обороны Российской Федерации главного эксперта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции У. и начальника группы 1 направления 1 управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации полковника Т.,
представителя Министерства юстиции Российской Федерации начальника отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Министерства юстиции Российской Федерации О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании незаконным и недействующим приказа Министра обороны РФ от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом",
установил:
Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, в котором просит признать положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" незаконными и недействующими с момента принятия, поскольку они не предполагают проведения соответствующего конкурсного отбора при замещении воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданским персоналом.
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что он проходил военную службу по контракту на различных преподавательских (научных) должностях постоянного состава института с 1997 года по настоящее время.
В связи с истечением 6 августа 2006 года срока действия контракта о прохождении военной службы 26 апреля 2006 года он подал рапорт по команде о желании заключить (продлить) контракт о прохождении военной службы.
С 1 сентября 2006 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий занимаемая им должность старшего научного сотрудника была сокращена, и с 21 декабря 2006 года он освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника.
То обстоятельство, что вопрос о его назначении на должность остается неразрешенным, начальник объясняет отсутствием вакантных должностей, хотя, как стало известно заявителю, в институте имеется около 50 вакантных воинских должностей профессорско-преподавательского состава, но конкурс на замещение этих должностей с 2004 года не объявлялся.
Необъявление соответствующего конкурса начальник и вышестоящие кадровые органы обосновывают наличием приказа Министра обороны Российской Федерации N 20 от 28 января 2004 года, который, по их утверждению, не предполагает проведения таковых конкурсов среди гражданского персонала при замещении воинских должностей.
На основании этих обстоятельств Н. делает вывод, что положения приказа Министра обороны РФ от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" нарушают его права на равный доступ к замещению воинских профессорско-преподавательских должностей вместе с гражданским персоналом, которые могут (согласно приказу), в отличие от военнослужащих, замещать эти должности без проведения конкурсного отбора.
В связи с этим Н. указывает, что положения приказа Министра обороны РФ от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" противоречат:
- пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- постановлению Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации";
- абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
- подпункту "в" пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы";
- приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей";
- приказу Минобразования Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. N 4114 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Н. - М. дополнил основания заявления, указав, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20, как допускающий передачу воинских должностей профессорско-преподавательского состава в отдел кадров гражданских должностей, противоречит Положению о порядке прохождения военной службы, и полностью поддержал требования заявителя.
Представители Министра обороны Российской Федерации полковник юстиции У. и полковник Т. и Министра юстиции Российской Федерации О. требования Н. не признали и просили отказать ему в удовлетворении предъявленных требований, пояснив при этом, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.
Данный приказ утвержден в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому Министру обороны Российской Федерации предоставлено право определять перечни воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими - иностранными гражданами, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.
Во исполнение указанного Закона в приказе Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 установлен перечень воинских должностей, которые разрешается замещать гражданским персоналом. Данный приказ не определяет, какие из перечисленных в Перечне должностей замещаются на конкурсной основе, а также условия передачи воинских должностей профессорско-преподавательского состава в отдел кадров гражданских должностей.
Оспариваемый приказ Министра обороны Российской Федерации не нарушает права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, поскольку основной функцией приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" является утверждение Перечня воинских должностей, которые разрешается замещать гражданским персоналом.
Представители заинтересованных лиц высказали мнение, что вопросы, связанные с назначением на должности, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20, должны решаться с учетом положений нормативно-правовых актов законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок замещения должностей на конкурсной основе.
Выслушав объяснения представителя заявителя Н. - М., представителей Министра обороны Российской Федерации полковника юстиции У. и полковника Т., представителя Министерства юстиции Российской Федерации О., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать Н. в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Н. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания нормативного правового акта недействующим, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право определять и утверждать перечни воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом.
На основании этого положения закона Министром обороны Российской Федерации 28 января 2004 года издан приказ N 20, которым он утвердил Перечень воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом.
Приказ Министра обороны РФ N 20 от 28 января 2004 года зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2004 года за N 5544 и официально опубликован в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 40 от 28 февраля 2004 года.
Таким образом, вышеупомянутый приказ издан должностным лицом - Министром обороны в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Из заявления Н. усматривается, что он просит признать положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" противоречащими приказу Минобразования Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. N 4114 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации" и приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей".
Вместе с тем, согласно требованиям статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверка законности нормативного правового акта может быть осуществлена на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическому силу.
Учитывая, что приказ Минобразования Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. N 4114 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации" и оспариваемый Н. приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 изданы равными по служебному положению должностными лицами, а приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей" тем же лицом, то есть эти приказы имеют равную юридическую силу и являются нормативными правовыми актами в области деятельности высших учебных заведений, они не могут быть проверены в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет соответствия друг другу.
Вопреки доводам Н. оснований утверждать, что оспариваемый им приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20, как не предполагающий проведения соответствующего конкурсного отбора при замещении воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданским персоналом и допускающий передачу воинских должностей профессорско-преподавательского состава в отдел кадров гражданских должностей, противоречит пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановлению Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации", абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подпункту "в" пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", и нарушает какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на труд.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. При этом государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.
Пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, военнослужащих, за исключением тех, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Порядок назначения на воинские должности установлен в статье 11 Положения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 указанной статьи комплектуемые офицерами вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях замещаются на конкурсной основе. При этом право определения порядка и условий проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей предоставлено руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а применительно к обстоятельствам данного гражданского дела - Министру обороны Российской Федерации.
В развитие данной правовой нормы Министр обороны Российской Федерации 6 мая 2000 года издал приказ N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей", которым утвердил Инструкцию по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации.
Положениями указанной Инструкции определены условия замещения вакантных должностей на конкурсной основе и без проведения конкурсного отбора, а также порядок проведения конкурса на замещение офицерами вакантных должностей. Военнослужащим предоставлено право предложить свою кандидатуру для назначения на соответствующую должность, в том числе и на конкурсной основе. Такие же права, за исключением отдельных случаев, имеются и у лиц гражданского персонала. Причем порядок назначения на вакантные должности, которые могут замещаться лицами гражданского персонала, практически аналогичен порядку, определенному приказами Министра обороны Российской Федерации, за исключением отдельных должностей, которые в силу специфики военной службы не могут ими быть замещены, в том числе и на конкурсной основе.
Статьей 12 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 20 этого Закона при замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет.
Данная статья предусматривает порядок замещения должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях Российской Федерации для лиц, работающих по трудовому договору, перед заключением которого требуется проведение конкурсного отбора в установленном порядке.
Таким образом, положения указанной статьи Закона не в полной мере распространяются на военнослужащих.
В абзаце 2 пункта 1 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264, указано, что деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования регулируется соответствующим типовым положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 18 июня 1999 года N 650 утвердило Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, абзацами 1 и 2 пункта 23 которого определено, что должности профессорско-преподавательского состава комплектуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа.
Согласно пункту 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80 "Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" замещение должностей преподавательского состава и научных работников вуза офицерами, а также должностей преподавательского состава вуза гражданским персоналом проводится на конкурсной основе в установленном порядке. Прием на работу других лиц гражданского персонала вуза осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации в области образования. Должности, подлежащие замещению военнослужащими и являющиеся вакантными, могут замещаться гражданским персоналом по трудовому договору (контракту). Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа положений приведенных законов и изданных в соответствии с ними нормативных правовых актов усматривается, что как для гражданских, так и для военных высших учебных заведений установлен единый порядок замещения вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, предусматривающий проведение соответствующего конкурсного отбора.
При этом лицам профессорско-преподавательского состава из числа военнослужащих предоставлено, вопреки утверждению Н., преимущественное право на замещение воинских профессорско-преподавательских должностей.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20, о противоречии которого, в части того, что он не предполагает проведения соответствующего конкурсного отбора при замещении воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданским персоналом и допускает передачу этих воинских должностей в отдел кадров гражданских должностей, приведенным выше законам и нормативным правовым актам утверждает Н., только лишь устанавливает соответствующие воинские должности, в том числе и профессорско-преподавательского состава, которые разрешается замещать гражданским персоналом.
Обжалуемый Приказ не определяет механизм урегулирования вопросов, касающихся проведения соответствующего конкурсного отбора при замещении воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданским персоналом, а также передачи воинских должностей профессорско-преподавательского состава в отдел кадров гражданских должностей.
При таких данных оснований для признания Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" противоречащим закону и не действующим с момента принятия, о чем просит Н. в своем заявлении, не имеется.
С учетом изложенного, вопреки утверждениям Н., оспариваемый им приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации" не нарушает прав военнослужащих, а также его права на труд и право на равный доступ к замещению воинских профессорско-преподавательских должностей вместе с гражданским персоналом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые Н. положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" не противоречат нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", подпункту "в" пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", постановлению Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации", и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а приказ, утвердивший Перечень, принят в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Н. в части названных требований не подлежит удовлетворению.
Что же касается действий воинских должностных лиц, связанных с неназначением Н. на должность, на которые он обращает внимание в своем заявлении, то они не относятся к предмету судебного разбирательства по данному делу и не могут повлиять на законность оспариваемого нормативного правового акта. Оспаривание этих действий соответствующих должностных лиц не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации и рассматривается в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании таких решений, действий должностных лиц может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица, действия которого оспариваются. Н., если считает, что его права были нарушены, с указанным заявлением может обратиться в гарнизонный военный суд как по месту нахождения должностного лица, так и по месту своего жительства.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Н. в удовлетворении заявления о признании незаконным и недействующим приказа Министра обороны РФ от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.А.КОРОЛЕВ