Решение Верховного Суда РФ от 07.05.1998 N ГКПИ98-86
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 мая 1998 г. N ГКПИ 98-86
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Берница А.Н., Булаковского В.С., Вахатова Н.И., Воскобойникова К.М., Воробьева А.К., Гаршина В.Г., Гордиенко И.Д., Дмитриенко В.Я., Дубова М.М., Ергакова Н.Н., Жука А.Д., Конышева П.А., Кузнецова В.М., Лебедева Л.И., Поликарпова П.А., Полунеева М.А., Пузанкова В.П., Семчукова Б.С., Терентьева А.С., Малковича Ю.Н., Соколова Н.Н. и Волкова Ф.П. на Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), установил:
Уволенные с военной службы в отставку лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в военной прокуратуре Берниц А.Н. и другие (всего 22 лица) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами на абзац 7 пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", сославшись на несоответствие Закону (статье 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей") указанного положения нормативного правового акта и на нарушение прав заявителей на пересмотр пенсий в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим - работникам военной прокуратуры.
Заслушав объяснения заявителей, адвокатов Пашкова Н.П. и Лобунца А.Н., поддержавших жалобы, объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Савельева С.П. и Батракова А.Ф., возражавших против удовлетворения жалоб, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры Рыбкина Г.Г., поддержавшего доводы заявителей и их жалобы, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Харланова А.В., полагавшего жалобу обоснованной, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалобы заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям (в частности, лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и в военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьям этих лиц), а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру, в частности, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
22 сентября 1993 г. Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято Постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
В абзаце седьмом пункта 14 данного Постановления предусмотрено, что при увеличении должностных окладов отдельным категориям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в порядке упорядочения денежного довольствия, а не в связи с инфляцией пенсии и ежемесячное социальное пособие, выплачиваемые соответствующим категориям ранее уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и их семьям, пересмотру по настоящему пункту не подлежат.
Приведенное положение абзаца 7 п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации по существу выходит за рамки определения порядка применения Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", хотя п. 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" Совету Министров Российской Федерации было поручено разработать и утвердить в двухмесячный срок нормативные акты именно о порядке применения данного Федерального закона.
Фактически в обжалованном заявителями положении нормативного акта предусмотрены условия, при которых запрещается пересмотр пенсий и ежемесячного социального пособия, выплачиваемых соответствующим категориям ранее уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и их семьям.
Так, в Постановлении в качестве оснований, якобы препятствующих пересмотру пенсий и пособий указанным лицам, приведены условия, когда должностные оклады увеличиваются отдельным категориям военнослужащих и других лиц (а не одновременно всем категориям военнослужащих) и когда такое увеличение окладов производится не в связи с инфляцией, а в порядке упорядочения денежного довольствия.
Между тем в Законе (ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей") право лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и их семей на пересмотр пенсий, надбавок, повышения и увеличения пенсий обусловлено лишь одним обстоятельством, а именно увеличением денежного довольствия военнослужащих (и других лиц, указанных в ст. 1 Закона). При этом законодатель не связывает обязанность по пересмотру указанных пенсий и надбавок лишь с одновременным увеличением должностных окладов всех категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Кроме того, из смысла пункта "б" ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" следует, что пенсии и надбавки к ним, назначенные указанным лицам, подлежат пересмотру независимо от того, в каком порядке (в порядке "упорядочения" либо в ином порядке) произошло увеличение должностных окладов военнослужащим (являющихся в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" составной частью денежного довольствия военнослужащих), лишь бы при этом происходило фактическое увеличение денежного довольствия военнослужащих соответствующих категорий.
Обжалованное же заявителями положение нормативного акта Совета Министров - Правительства Российской Федерации, как оно сформулировано в абзаце 7 пункта 14 Постановления, допускает отказ в пересмотре таких пенсий и надбавок к ним, независимо от того, произошло ли при изложенных в нормативном акте условиях увеличение денежного довольствия той или иной категории военнослужащих либо не произошло, что явно противоречит приведенной выше норме Федерального закона, поскольку ограничивает право лиц, указанных в ст. 1 приведенного Закона на пересмотр назначенных им пенсий, а также надбавок к пенсиям дополнительными условиями, которые не предусмотрены законом.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Закона от 15 ноября 1995 г.) на государственные органы, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Заявители, относящиеся к лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, доказали суду, что обжалуемое ими положение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации ограничивает их право на пересмотр пенсий и ежемесячных социальных пособий в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим той категории, к которой они относились.
Представители же Правительства Российской Федерации не представили суду доказательств, подтверждающих законность обжалованного заявителями абзаца 7 пункта 14 Постановления N 941 от 22 сентября 1993 г. (с последующими изменениями).
Более того, в судебном заседании (как это указано и обосновано выше) установлено несоответствие данного положения нормативного акта статье 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", в связи с чем абзац 7 пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) суд на основании ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" признает данное положение нормативного акта недействительным (незаконным).
Требование заявителей в части обязания Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчет пенсий офицеров органов военной прокуратуры со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 1997 г. N 733 суд оставляет без рассмотрения ввиду неподсудности Верховному Суду Российской Федерации данного требования (ст. ст. 113, 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и ст. 47 Конституции Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Жалобы Берница А.Н., Булаковского В.С., Вахатова Н.И., Воскобойникова К.М., Воробьева А.К., Гаршина В.Г., Гордиенко И.Д., Дмитриенко В.Я., Дубова М.М., Ергакова Н.Н., Жука А.Д., Конышева П.А., Кузнецова В.М., Лебедева Л.И., Поликарпова П.А., Полунеева М.А., Пузанкова В.П., Семчукова Б.С., Терентьева А.С., Соколова Н.Н., Волкова Ф.П. и Малковича Ю.Н. удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) абзац 7 пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280, от 20 февраля 1995 г. N 154, от 14 марта 1995 г. N 247, от 26 июня 1995 г. N 627, от 20 ноября 1995 г. N 1134, от 3 апреля 1996 г. N 398, от 15 апреля 1996 г. N 434, от 1 мая 1996 г. N 544 и от 31 октября 1996 г. N 1316).
Решение Верховного Суда Российской Федерации обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.