Рейтинг@Mail.ru

Решение ВАС РФ от 23.05.2013 N ВАС-2540/13

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2013 г. N ВАС-2540/13

Резолютивная часть решения оглашена 21.05.2013

Решение в полном объеме изготовлено 23.05.2013

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Прониной М.В., судей Бондаренко С.П., Харчиковой Н.П. при ведении протокола помощником судьи Якимовой О.А., рассмотрел в судебном заседании дело N 2540/13 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РусьЭнерго" г. Барнаул о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам России от 28.08.2012 N 205-э/1 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "РусьЭнерго" на территории Алтайского края" в части уменьшения расходов ООО "РусьЭнерго" на транспортировку газа на 2 783,72 тыс. рублей, как не соответствующего статье 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" и пункту 5 приказа Федеральной службы по тарифам России от 15.12.2009 N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям".

В судебном заседании приняли участие: от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РусьЭнерго" (далее - ООО "РусьЭнерго", общество) - Яровая Ю.А. по доверенности от 11.01.2013;

от Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ России) - Мецаев Б.К. по доверенности от 16.08.2012 N 8/13, служебное удостоверение от 26.03.2007 N 138; Бедняков Д.И. по доверенности от 18.03.2013 N 11/ДБ, служебное удостоверение от 30.03.2010 N 018; Исаев И.Ю. по доверенности от 18.03.2013, служебное удостоверение от 01.03.2013 N 041.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью "РусьЭнерго" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам России от 28.08.2012 N 205-э/1 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "РусьЭнерго" на территории Алтайского края" в части уменьшения расходов ООО "РусьЭнерго" на транспортировку газа на 2 783,72 тыс. рублей, как не соответствующего статье 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" и пункту 5 приказа Федеральной службы по тарифам России от 15.12.2009 N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям".

Представитель заявителя пояснил, что обществом были представлены в ФСТ России все необходимые документы для расчета тарифа, однако ФСТ России, без обоснования недостоверности затрат общества, при расчете тарифа уменьшила расходы общества на транспортировку газа. В результате установленный тариф не покрывает расходов общества. Затраты общества на осуществление регулируемой деятельности в первом квартале 2013 года составили 1 105 000 рублей. За текущий производственный год расходы могут составить более 4 000 000 рублей, что свидетельствует об убыточности осуществляемой деятельности. По мнению заявителя, тариф, установленный оспариваемым приказом, является экономически необоснованным, нарушает законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.

Представители ФСТ России с заявлением не согласны. На основании представленных заявителем данных о количестве конечных потребителей, объеме транспортируемого газа, данных о прогнозируемой и фактической себестоимости деятельности общества, представителями ФСТ России сделан вывод о том, что обществом "РусьЭнерго" в первом квартале 2013 года получена прибыль порядка 30,5 процентов. При установлении обществу оспариваемого тарифа на услуги по транспортировке газа ФСТ России учитывались данные экспертных оценок, применялся метод сравнения аналогов. Кроме того, принимались во внимание не только интересы самого общества "РусьЭнерго", но и интересы потребителей (население). ФСТ России, принимая оспариваемый приказ, действовала в пределах своей компетенции. Заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым приказом его прав и законных интересов.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, Суд считает, что требования общества "РусьЭнерго" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Общество "РусьЭнерго" по договору аренды имущества от 10.08.2011, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "НПО "Алтайские Бальзамы", получило в аренду газопровод высокого давления протяженностью 7,139 км от ГРС-2 до ГРП п. Октябрьский села Власиха индустриального района г. Барнаула с пропускной способностью равной согласно проекту 2760 куб.м/час газа.

Государственное регулирование деятельности в отношении общества "РусьЭнерго" в сфере транспортировки газа по трубопроводам введено приказом ФСТ России от 28.10.2011 N 678-э. Общество "РусьЭнерго" внесено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Общество "РусьЭнерго" обратилось в ФСТ России с заявлением от 07.02.2012 N 35, в котором просило установить тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "РусьЭнерго" на 2012 год.

Приказом ФСТ России от 28.08.2012 N 205-э/1 утвержден тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "РусьЭнерго" на территории Алтайского края.

В соответствии со статьями 21, 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.

Пункт 5 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания) указывает на то, что расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа; обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности; учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаясь в ФСТ России с заявлением об установлении тарифа на транспортировку газа, общество "РусьЭнерго" представило расчет, из которого следовало: планируемый объем поставки газа в 2012 году - 10,514 млн. куб. м, расчетный размер тарифной выручки - 6 063,14 тыс. рублей, средний размер тарифа на услуги по транспортировке газа - 576,67 рублей/1000 куб. м., численность персонала - 16,10 чел., средняя заработная плата - 17 170,84 рублей/месяц. Как утверждает заявитель, в обоснование расчета им были представлены документы, предусмотренные пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации".

ФСТ России 10.05.2012 направила заявителю предварительную смету затрат, учтенных при расчете тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества, в соответствии с которой фонд оплаты труда составил 1 362,84 тыс. рублей против 3 317,30 тыс. рублей, указанных обществом, численность персонала - 5 человек, средняя заработная плата - 22 714 рублей/месяц.

Поскольку у сторон имелись существенные разногласия по уровню затрат, в том числе по численности персонала, относимого на регулируемый вид деятельности, 28.06.2012 в ФСТ России было проведено совещание с участием генерального директора общества "РусьЭнерго".

В протоколе совещания стороны отметили, что при расчете тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общество "РусьЭнерго" учитывало численность персонала 16,1 человек на 7,14 км, удельная численность - 2,26 чел./км. При этом средняя удельная численность газораспределительных организаций, обслуживающих газораспределительные сети протяженностью менее 10 км составляет 0,5 чел./км. Удельные затраты на обслуживание газораспределительной сети общества "РусьЭнерго" по расчету самого общества составляют 783,11 тыс. руб./км. При этом удельные затраты на обслуживание газораспределительной сети в соответствии с договорами технического обслуживания составляют 244,15 тыс. руб./км.

По итогам совещания было решено учесть при расчете тарифа на услуги по транспортировке газа численность персонала 7 человек. Управлению регулирования газовой и нефтяной отраслей поручено скорректировать расчет тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества с учетом достигнутой договоренности.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования. При расчете тарифов применяются: цены (тарифы), регулируемые государством; цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров); прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов; действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов при проведении расчетов используются экспертные оценки.

Общество "РусьЭнерго" ранее не оказывало услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, данные об уровне затрат этого общества, связанных с эксплуатацией газопровода, у ФСТ России отсутствовали. Существующие нормативы численности газовых хозяйств, в том числе Типовые нормативы численности инженерно-технических работников и служащих предприятий газового хозяйства, утвержденные приказом Министерства жилищного и коммунального хозяйства РСФСР от 30.09.1983 N 470, и Временные типовые нормы времени, нормы обслуживания и нормативы численности рабочих на профилактическое обслуживание городских газовых хозяйств, утвержденные приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 18.02.1967 N 65 (являются действующими нормативными актами), были разработаны с учетом ранее существовавших организационно-правовых форм газовых хозяйств, не предусматривающих эксплуатацию такой низкой протяженности газораспределительных сетей. Поэтому при определении уровня затрат, связанных с эксплуатацией газораспределительных сетей общества, в том числе численности работников, ФСТ России использовала экспертную оценку уровня затрат, что не противоречит пункту 9 Методических указаний.

Экспертной группой ФСТ России была проведена экспертиза, целью которой являлось: оценка соответствия документов, подготовленных обществом "РусьЭнерго", требованиям, содержащимся в Методических указаниях, анализ предложений по уровню тарифов, содержащихся в документах, представленных обществом, обоснование уровня тарифов на услуги общества "РусьЭнерго" по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

С учетом заключения экспертной группы от 21.08.2012 расчетная величина среднего тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "РусьЭнерго" составила 611,38 рублей/1000 куб. м газа, размер тарифной выручки - 3279,42 тыс. рублей, объем транспортировки газа - 5,364 млн. куб. м, удельная численность работников - 0,98 чел./км (исходя из численности персонала 7 человек), удельные затраты - 408,15 тыс. рублей/км, фонд оплаты труда - 1 512,00 тыс. рублей, средняя заработная плата - 18 000 рублей/месяц.

Письмом от 23.08.2012 N 9-185 ФСТ России сообщила обществу "РусьЭнерго" о том, что 28.08.2012 в 10 часов состоится заседание Правления, на котором будет рассматриваться вопрос об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "РусьЭнерго" и просила направить для участия в работе Правления ответственных представителей общества.

Общество "РусьЭнерго" письмом от 27.08.2012 N 862, адресованным ФСТ России, просило рассмотреть вопрос об утверждении тарифов на заседании Правления без участия представителей общества.

Приказом ФСТ России от 28.08.2012 N 205-э/1 были утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "РусьЭнерго".

Исполняя определение Суда от 19.03.2013, общество "РусьЭнерго" представило документы, свидетельствующие, по мнению общества, о том, что тариф, установленный оспариваемым приказом, не покрывает расходов общества.

В частности, общество указало, что в первом квартале 2013 года им было транспортировано 2,603 млн. куб. м газа при планируемом годовом объеме газа, подлежащем транспортировке в 2013 году - 5,49 млн. куб.м. Кроме газопровода протяженностью 7,139 км общество также по договорам на техническое обслуживание эксплуатирует газораспределительные сети протяженностью 2,3172 км. Фонд оплаты труда за первый квартал 2013 года составил 457,65 тыс. рублей (планируемый в 2013 году - 1 512,00 тыс. рублей). Численность работников составила 13 человек, из них прямая - 8 человек. В статье "Материалы" расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта составили 3,3 тыс. рублей, на ГСМ - 40,1 тыс. рублей. При этом представитель общества пояснил, что общество имеет три автомобиля и один автомобиль арендует. При расчете тарифа учитывалось два автомобиля. Представитель не отрицал, что общество фактически не следует тем параметрам, которые были заложены ФСТ России в расчет оспариваемого тарифа.

Представители ФСТ России, пояснили, что расчеты заявителя основаны на его внутренних документах. Бухгалтерская отчетность за первый квартал 2013 года не представлена. При расчете тарифа затраты, не связанные с регулируемым видом деятельности, не учитываются. Так договоры на техническое обслуживание, не связанные с транспортировкой газа, не учитывались при установлении тарифа. Затраты по фонду оплаты труда были адаптированы по тариф. Однако численность работников обществом изменена. При расчете тарифа учитываются только прямые работники, оплата труда управленческого аппарата производится через накладные расходы. Между тем тариф, установленный оспариваемым приказом (611,38 рублей/1000 куб. м газа), имеет высокую рентабельность. Учитывая, что в первом квартале 2013 года заявителем отпущено 2,603 млн. куб. м газа, фактический тариф составил 424,62 рубля/1000 куб. м. Разница является доходом заявителя, рентабельность составила порядка 30,5 процентов.

Суд считает, что представленные заявителем документы не подтверждают его доводов о том, что тариф, установленный оспариваемым приказом, не покрывает расходов заявителя, является убыточным.

Кроме того, Суд обращает внимание на следующее.

Общество "РусьЭнерго" в своем заявлении просит признать приказ ФСТ России от 28.08.2012 N 205-э/1 недействительным в части уменьшения расходов общества на транспортировку газа на 2 783,72 тыс. рублей.

Между тем общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации на основании статей 191 - 193 главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов).

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 195 Кодекса по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

Оспариваемый приказ ФСТ России не содержит каких-либо расчетов. Перерасчет тарифа на транспортировку газа не входит в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществил проверку соответствия оспариваемого приказа ФСТ России в целом нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на которые общество "РусьЭнерго" ссылается в своем заявлении.

Суд считает, что приказ от 28.08.2012 N 205-э/1 принят ФСТ России в пределах своей компетенции. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "РусьЭнерго" определены экспертной группой ФСТ России с учетом итогов совещания от 28.06.2012, на котором присутствовал генеральный директор общества "РусьЭнерго". Возражений по итогам совещания (в частности, по численности работников) общество "РусьЭнерго" не имело. Представители общества отказались присутствовать на заседании Правления ФСТ России 28.08.2012.

Расчет тарифов на услуги по транспортировке газа сделан на основании пункта 9 Методических указаний (экспертная оценка).

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленный оспариваемым приказом тариф не возмещает экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой газа.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний тарифы утверждаются не менее чем на год. Тарифы могут быть пересмотрены в течение года в связи с обращением субъекта регулирования (ГРО) или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности для субъекта регулирования (ГРО), или иных обоснованных причин.

Таким образом, общество не лишено права обратиться в ФСТ России с заявлением о пересмотре тарифа.

Следовательно, общество не доказало, что оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд считает, что оспариваемый приказ ФСТ России издан в соответствии с Законом о газоснабжении, Основными положениями и Методическими указаниями, не нарушает прав и законных интересов заявителя. Заявление общества "РусьЭнерго" не подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

признать приказ Федеральной службы по тарифам России от 28.08.2012 N 205-э/1 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "РусьЭнерго" на территории Алтайского края" соответствующим статье 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" и пункту 5 приказа Федеральной службы по тарифам России от 15.12.2009 N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям".

Заявление общества с ограниченной ответственностью "РусьЭнерго" оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

На решение может быть подано заявление о пересмотре его в порядке надзора в трехмесячный срок со дня оглашения.

Председательствующий судья

М.В.ПРОНИНА

Судья

С.П.БОНДАРЕНКО

Судья

Н.П.ХАРЧИКОВА

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 38, 88 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 15.10.2012 N 320>
"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзаца 3 пункта 2 Приказа Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 и пунктов 8.2 и 10.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утв. данным Приказом>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абз. 3 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием">
Ошибка на сайте