Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 13.09.2004 N ГКПИ2004-765

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 13 сентября 2004 г. N ГКПИ2004-765

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими и не подлежащими применению абзаца 5 п. 2.12; абзацев 2 и 3 пункта 2.14 в части указания на голосование "в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг"; абзаца 2 п. 4.17 в части указания на лиц, "осуществляющих голосование по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, в соответствии с указаниями, полученными от владельцев депозитарных ценных бумаг", Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 года N 17/пс (с изменением, внесенным Постановлением ФКЦБ РФ от 07.02.2003 N 03-6/пс),

установил:

Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 года N 17/пс утверждено Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (с изменениями, внесенными Постановлением ФКЦБ РФ от 07.02.2003), в соответствии с которым:

2.12. В случае передачи акций после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания (далее - акции, переданные после даты составления списка) лицо, включенное в этот список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями приобретателя акций. Указанное правило применяется также к каждому последующему случаю передачи акции.

При передаче акций, переданных после даты составления списка, двум или более приобретателям лицо, включенное в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, обязано голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями каждого приобретателя акций и (или) выдать каждому приобретателю акций доверенность на голосование, указав в такой доверенности число акций, голосование по которым предоставляется данной доверенностью.

Если указания приобретателей совпадают, то их голоса суммируются. Если указания приобретателей в отношении голосования по одному и тому же вопросу повестки дня общего собрания не совпадают, то лицо, включенное в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, обязано голосовать по такому вопросу в соответствии с полученными указаниями тем количеством голосов, которые предоставляются акциями, принадлежащими каждому приобретателю.

Если в отношении акций, переданных после даты составления списка, лицом, включенным в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, выданы доверенности на голосование, приобретатели таких акций подлежат регистрации для участия в общем собрании и им должны быть выданы бюллетени для голосования.

В случае, если акции, предоставляющие право голоса на общем собрании, обращаются за пределами Российской Федерации в форме ценных бумаг иностранного эмитента, выпущенных в соответствии с иностранным правом и удостоверяющих права на такие акции (депозитарных ценных бумаг), голосование по таким акциям должно осуществляться только в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг (п. 2.12 в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 07.02.2003 N 03-6/пс).

2.14. В бюллетене для голосования должны содержаться разъяснения о том, что:

голосующий вправе выбрать только один вариант голосования, кроме случаев голосования в соответствии с указаниями лиц, которые приобрели акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, или в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;

если в бюллетене оставлены более одного варианта голосования, то в полях для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, должно быть указано число голосов, отданных за соответствующий вариант голосования, и сделана отметка о том, что голосование осуществляется в соответствии с указаниями приобретателей акций, переданных после даты составления списка имеющих право на участие в общем собрании, и (или) в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;

голосующий по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в поле для проставления числа голосов, находящемся напротив оставленного варианта голосования, должен указать число голосов, отданных за оставленный вариант голосования, и сделать отметку о том, что голосование осуществляется по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

4.17. Если в бюллетене для голосования по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества (за исключением выборов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, осуществляемого кумулятивным голосованием), по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии, членов счетной комиссии, членов коллегиального исполнительного органа общества вариант голосования "за" оставлен у большего числа кандидатов, чем число лиц, которые должны быть избраны в соответствующий орган общества, бюллетень в части голосования по такому вопросу признается недействительным.

Данное правило не распространяется на бюллетени для голосования, подписанные лицом, осуществляющим голосование по акциям, переданным после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в соответствии с указаниями, полученными от приобретателей таких акций, и (или) лицом, осуществляющим голосование по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, в соответствии с указаниями, полученными от владельцев депозитарных ценных бумаг, и содержащие соответствующие отметки, предусмотренные пунктом 2.14 настоящего Положения (абзац введен Постановлением ФКЦБ РФ от 07.02.2003 N 03-6/пс).

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением и считает, что оспариваемые им положения нормативного правового акта нарушают право на равенство всех участников данных правоотношений, а поэтому следует их признать недействующими и не подлежащими применению, поскольку противоречат указанным в заявлении нормам федеральных законов.

В судебном заседании представитель К. Азарова Н.П. требования по основаниям, изложенным в заявлении, поддержала.

Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации Бочарова Н.С. и Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П. просили заявление оставить без удовлетворения.

Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление необходимым оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 47, пунктом 3 статьи 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Постановлением от 31 мая 2002 года N 17/пс Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг утверждено "Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров".

Так, согласно п. 2 ст. 47 и п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" федеральный орган по рынку ценных бумаг, которым являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, может установить дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, а также перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицом, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при проведении общего собрания, а в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган по рынку ценных бумаг принимает решения в форме постановления по вопросам рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 года N 620 "Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг на время принятия оспариваемого нормативного правового акта являлась федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроля деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Оспариваемое заявителем Положение опубликовано в "Российской газете" N 130 18 июля 2002 года, а 16 июля 2002 года зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации под N 3578.

Таким образом, положения оспариваемого нормативного правового акта приняты в соответствии с компетенцией и определяют особенности участия в общем собрании акционеров, в том числе в голосовании от имени иностранного эмитента, которое должно осуществляться только в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг.

Требования пунктов 2.14 и 4.17 Положения являются производными по отношению к пункту 2.14, предусматривающему, что в случае, если акции, представляющие право голоса на общем собрании, обращаются за пределами Российской Федерации в форме ценных бумаг иностранного эмитента, выпущенных в соответствии с иностранным правом и удостоверяющих права на такие акции (депозитарных ценных бумаг), то голосование по таким акциям должно осуществляться только в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг.

Это требование полностью соответствует положениям ст. 16 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г.), которая предусматривает право российских эмитентов размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации только по разрешению федерального органа по рынку ценных бумаг, при соблюдении определенных данной нормой условий. Одним из таких условий является обязанность предусматривать в договоре, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов.

Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что оспариваемая часть Положения принята с соблюдением установленного законодательством порядка, в соответствии с установленной компетенцией и не противоречит федеральным законам.

Представитель заявителя Азарова Н.П. утверждает, что оспариваемый им нормативный правовой акт хотя и соответствует ст. 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", но установление данных особенностей в этом Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" противоречит ст. 1, в соответствии с которой им регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Оснований у суда согласиться с данным утверждением не имеется, поскольку законодателем в ст. 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" определяются особенности размещения эмитентами ценных бумаг за пределами Российской Федерации.

Заявитель считает, что оспариваемые им положения противоречат: пунктам 1 и 2 ст. 31; пункта 1 ст. 44; ст. ст. 49, 51; абзацу 1 пункту 1 ст. 57; 61 ФЗ "Об акционерных обществах" и нарушают установленный в этих нормах принцип равенства всех акционеров, поскольку позволяют голосовать одновременно в различных вариантах в соответствии с указаниями владельцев иностранных депозитарных ценных бумаг.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 31; пунктом 1 ст. 44; ст. ст. 49, 51; абзацем 1 пункта 1 ст. 57; 61 Федерального закона "Об акционерных обществах", указывающими на равный объем прав владельцев каждой обыкновенной акции; на необходимость записи в реестре акционеров общества сведений о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанного на имя каждого зарегистрированного лица; на подсчет голосов при вынесении решения на общем собрании акционеров, которое принимается на основе голосов, правом которых обладают акционеры (владельцы обыкновенных и привилегированных акций); список лиц, имеющих право на голосование, составляется на основании данных реестра акционеров общества; право акционера на участие в общем собрании акционеров как лично, так и через своего представителя; при подсчете голосов при голосовании засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один вариант голосования, а бюллетени, заполненные с нарушением этого требования, признаются недействительными, голоса по ним не подсчитываются.

Согласно ст. 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" разрешения для обращения эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами Российской Федерации на основании договора с российским эмитентом выдаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг только, если договор предусматривает, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе, как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов, а поэтому изложение данного условия в оспариваемом нормативном правовом акте не является основанием признания его противоречащим указанным в заявлении нормам Федерального закона "Об акционерных обществах".

Голосование этих лиц путем указания в доверенности в соответствии с их волеизъявлением полностью соответствует праву акционера, установленному в абзаце третьем пункта первого ст. 57 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которой представитель акционера действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов или актов уполномоченных на то государственных органов или органов местного самоуправления либо доверенности, составленной в письменной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. о признании недействующими и не подлежащими применению абзаца 5 п. 2.12; абзацев 2 и 3 пункта 2.14 в части указания на голосование "в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг"; абзаца 2 п. 4.17 в части указания на лиц, "осуществляющих голосование по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, в соответствии с указаниями, полученными от владельцев депозитарных ценных бумаг", Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 года N 17/пс (с изменением, внесенным Постановлением ФКЦБ РФ от 07.02.2003 N 03-6/пс), оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

А.Н.ЗЕЛЕПУКИН

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 8 - 10 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н>
"О международных договорах и иных нормативных правовых актах в сфере технического регулирования в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества"
<О признании недействующим приложения к Приказу ФСТ России от 27.11.2014 N 277-э/2 "Об утверждении платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) ОАО "Богучанская ГЭС" к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО "ФСК ЕЭС" в части утверждения в графе 3 предельного максимального уровня платы за технологическое присоединение с разбивкой по предельной максимальной стоимости мероприятий в рублях (без НДС)>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 131 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185>
Ошибка на сайте