Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 07.10.2008 N ГКПИ08-1484

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 октября 2008 г. N ГКПИ08-1484

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая Алкогольная Компания" о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 699 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866",

установил:

пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 699 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866" пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" дополнен подпунктом "г".

В связи с внесением указанного дополнения пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками", в редакции от 24 октября 2007 г. N 699, определяет, что при получении акцизных марок организация берет на себя обязательство об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением, предусматривающее:

а) нанесение на алкогольную продукцию акцизных марок в установленном порядке;

б) возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;

в) представление отчета об использовании выданных акцизных марок;

г) ввоз в установленном порядке на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, включая ее доставку в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита до места нахождения таможенного органа назначения.

ООО "Новая Алкогольная Компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 699 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866" (далее - Постановление) недействующим.

В заявлении указано, что оспариваемая норма Постановления противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Таможенному кодексу Российской Федерации и неправомерно возлагает на организацию, получившую акцизные марки, обязательство по ввозу алкогольной продукции на таможенную территорию Российской Федерации в тот момент, когда она еще не вступила в отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Тем самым нарушается право организации в любое время (на любом этапе, в том числе и до ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации в случае расторжения внешнеторгового контракта) отказаться от исполнения договора.

В судебном заседании представители ООО "Новая Алкогольная Компания" Воронцов А.Н. и Воробьева А.К. поддержали предъявленное в суд заявление по изложенным в нем обстоятельствам, ссылаясь на то, что перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации является правом, а не обязанностью юридических и физических лиц. В связи с этим обязательство об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением не может являться обязательством по ввозу алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, на таможенную территорию Российской Федерации.

Представители Правительства Российской Федерации Наумов А.А. и Желанкин А.А. требование заявителя не признали, пояснив, что оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение норм Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Таможенного кодекса Российской Федерации. Необходимость его принятия вызвана тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866 не предусматривалась возможность использования таможенным органом обеспечения исполнения обязательства организации, взятого ею при получении акцизных марок, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите.

При таком положении организация, осуществляющая ввоз на таможенную территорию Российской Федерации маркированной акцизными марками алкогольной продукции, была обязана вносить обеспечение дважды: при получении акцизных марок и при помещении товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита.

Для урегулирования данного вопроса и было издано Постановление. В настоящее время при получении акцизных марок организация берет на себя обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, предусматривающее в том числе ввоз в установленном порядке на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, и ее доставку до места нахождения таможенного органа назначения. Постановление позволило существенно упростить импортерам процедуру ввоза на таможенную территорию Российской Федерации маркированной алкогольной продукции, сохранив при этом действующий порядок регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу Российской Федерации алкогольной продукции и надлежащим использованием акцизных марок.

Представители Правительства Российской Федерации также указали на то, что оспариваемая норма Постановления не препятствует заявителю в любое время отказаться от исполнения внешнеторгового контракта, поскольку обеспечение, внесенное организацией при приобретении акцизных марок, возвращается после принятия таможенным органом отчета об их использовании. Отчет принимается по факту таможенного оформления маркированной акцизными марками алкогольной продукции или сдачи неиспользованных или поврежденных акцизных марок. В случае отказа от ввоза алкогольной продукции и сдачи неиспользованных акцизных марок в таможенные органы заявителю будет возвращено внесенное им обеспечение обязательства.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит, что заявление ООО "Новая Алкогольная Компания" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками, которые приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Под акцизной маркой законодатель понимает документ государственной отчетности, удостоверяющий законность (легальность) оборота на территории Российской Федерации названной выше алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являющийся носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (пункт 3 статьи 12 Закона).

В пункте 2 названной статьи Закона содержится закрытый перечень документов, обязательных к представлению организацией для приобретения акцизных марок, в который включены:

- заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;

- справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей;

- отчет об использовании ранее выданных марок;

- копия лицензии, предусмотренной Законом;

- копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;

- копия договора (контракта) поставки алкогольной продукции;

- подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

- обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства.

До внесения Постановлением оспариваемого заявителем дополнения в пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками", определяющий обязательство организации об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением, названное обязательство организации (далее - обязательство организации) должно было предусматривать:

- нанесение на алкогольную продукцию акцизных марок в установленном порядке;

- возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;

- представление отчета об использовании выданных акцизных марок.

Утверждение ООО "Новая Алкогольная Компания" о том, что введение дополнительного условия обязательства организации (ввоз в установленном порядке на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, включая ее доставку в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита до места нахождения таможенного органа назначения) в нарушение норм Закона обязывает ввезти алкогольную продукцию на таможенную территорию Российской Федерации, нельзя признать состоятельным.

Пункт 1 Постановления в полной мере согласуется с нормой, приведенной в пункте 2 статьи 12 Закона, из которой следует, что маркировке акцизными марками подлежит алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации.

В случае если импортер алкогольной продукции, на которую были приобретены акцизные марки, не ввезет эту продукцию на таможенную территорию Российской Федерации, неиспользованные акцизные марки сдаются в выдавший их таможенный орган и обеспечение обязательства организации ей возвращается.

Оспариваемое положение Постановления на организацию, являющуюся участником внешнеэкономической деятельности и самостоятельно осуществляющую предпринимательскую деятельность, каких-либо обязательств, противоречащих Закону, не возлагает.

Довод заявления о том, что Закон не регулирует отношения по ввозу алкогольной продукции, является необоснованным, поскольку в силу пункта 1 его статьи 1 он устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, при этом оборотом признается в том числе и импорт (пункт 16 статьи 2 Закона).

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Новая Алкогольная Компания" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
"О введении в действие новой Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита"
<О признании недействительными абзаца 2 пункта 9.2.3 и абзаца 1 пункта 9.3.7 Правил пользования тепловой энергией, утв. Приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе", в части признания утратившим силу подпункта "в" пункта 41>
(ред. от 15.11.2016) "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на территорию Кыргызской Республики в целях строительства Дома приемов и проведения официальных мероприятий"
Ошибка на сайте