Решение Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N АКПИ16-58
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. N АКПИ16-58
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. о признании недействующими пунктов 4.1.2, 4.1.4, 4.4 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234,
установил:
приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234 утверждена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении (далее - Инструкция).
Пунктом 4.1.2 Инструкции установлено, что судьям, ушедшим (удаленным) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет) размер ежемесячного пожизненного содержания определяется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (4% за каждый отработанный год).
Согласно пункту 4.1.4 Инструкции судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, при уходе в отставку вправе получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере (восемьдесят процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи).
Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей и любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи либо положений абзаца 6 пункта 2.10 Инструкции (пункт 4.4).
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные предписания противоречат Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) и ограничивают его право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере.
В обоснование своих требований административный истец указал, что в ноябре 1993 года в возрасте 38 лет ушел в отставку, имея стаж работы судьей 11 лет 2 месяца и 21 день, в ноябре 2010 года в связи с достижением 55-летнего возраста ему было назначено ежемесячное пожизненное содержание (далее - ЕПС) пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (44 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи), по достижении 60 лет при наличии стажа работы в области юриспруденции не менее 25 лет в ноябре 2015 года в назначении ЕПС в полном размере (восемьдесят процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи) ему отказано по причине ухода в отставку до достижения возраста 60 лет.
В судебном заседании Г. поддержал заявленные требования.
Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемые пункты Инструкции соответствуют положениям Закона о статусе судей и прав административного истца на получение ЕПС в установленном законом размере не нарушают.
В судебном заседании представитель Верховного Суда Российской Федерации - А. и представитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Х. возражения поддержали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Инструкция утверждена в целях определения порядка назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и Законом о статусе судей.
Статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей (пункт 1). Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в данном федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (пункт 2).
Федеральный закон N 7-ФЗ к полномочиям Судебного департамента относит организацию материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке (подпункт 18 пункта 1 статьи 6). Генеральный директор Судебного департамента, согласно этому закону в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение, данные акты обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности (подпункт 4 пункта 1 статья 10).
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Председатель Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет и иные функции: обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов; издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения (подпункты 1 и 31).
Из приведенных законоположений следует, что Инструкция утверждена Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Генеральным директором Судебного департамента в пределах их компетенции, опубликована в "Бюллетене актов по судебной системе", N 11, ноябрь, 2015 г.
Оспаривая положения пункта 4.1.2 Инструкции, административный истец указывает на то, что способ исчисления ЕПС, приведенный в данном пункте, является ошибочным, поскольку деление 80% денежного вознаграждения судьи на 20 лет стажа не дает истинную величину процента, приходящегося на 1 год стажа. По его мнению, величина ЕПС, соответствующая 1 году стажа работы судьи, составляет 5% за каждый отработанный год и вычисляется путем деления 100% ЕПС на 20 лет.
Указанные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм Закона о статусе судей.
Базовым положением, закрепляющим право на ЕПС, является пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей, согласно которому пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.
Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи (пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей).
С учетом изложенного право на ежемесячное пожизненное содержание, равно как и его размер, зависит от продолжительности профессиональной деятельности (стажа работы) в должности судьи.
По смыслу пункта 5 статьи 15 Закона о статусе судей пропорциональное исчисление ЕПС при стаже работы судьи менее 20 лет может осуществляться исходя из пропорции фактически отработанного времени к 20 годам работы и размера ежемесячного пожизненного содержания при 20 годах стажа - 80% ежемесячного денежного вознаграждения действующего судьи. Следовательно, за один год стажа работы в должности судьи размер ежемесячного пожизненного содержания такого судьи будет составлять 4% от ежемесячного денежного вознаграждения судьи, что и было конкретизировано в оспариваемом пункте 4.1.2 Инструкции.
Положения пункта 4.1.4 Инструкции полностью соответствуют пункту 1 статьи 19 Закона о статусе судей, по смыслу которой право на получение ЕПС в полном размере при уходе в отставку имеет лишь действующий судья, достигший к моменту ухода в отставку возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей.
Судья, ушедший в отставку до достижения установленного данной нормой возраста, не вправе претендовать на получение ЕПС в полном размере даже при наличии необходимого стажа работы в области юриспруденции.
Положения, касающиеся судей, пребывающих в отставке, специально оговорены в законе. В частности, пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей предусматривает право на ЕПС и порядок его исчисления для пребывающего в отставке судьи, имеющего стаж работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении возраста 55 (для женщин - 50) лет.
Нельзя признать состоятельным довод административного истца о несоответствии пункта 4.4 Инструкции положениям пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей, предусматривающим возможность получать ЕПС в полном размере после достижения судьи в отставке 60-летнего возраста.
Разъяснения, содержащиеся в указанном пункте Инструкции, дублируют и конкретизируют положения абзаца сорок второго пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей, устанавливающего, что размеры ежемесячного пожизненного содержания судей увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей. Также производится пересчет размеров ежемесячного пожизненного содержания судей в случае увеличения (индексации) размеров любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи.
Между тем размер ЕПС в процентном отношении к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, исчисляемый пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, определяется однократно в соответствии с действующим законодательством.
Последующие изменения составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи (в том числе перерасчет сумм таких составляющих, например, в связи с индексацией (увеличением) влекут изменение суммы ЕПС пребывающих в отставке судей, но не влекут изменение установленных процентов от ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.
Поскольку оспариваемые пункты Инструкции не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Г. о признании недействующими пунктов 4.1.2, 4.1.4, 4.4 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА