Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2015 N АКПИ15-279

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2015 г. N АКПИ15-279

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Д. о признании частично недействующими Приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 18 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/589@ "Об утверждении формы заявления на получение патента" и Приложения N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/599@ "Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения",

установил:

Федеральная налоговая служба приказом от 18 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/589@ утвердила форму N 26.5-1 "Заявление на получение патента", которая приведена в Приложении к приказу.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный номер 35514, опубликован в "Российской газете" 30 января 2015 г.

Приказом Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/599@ утверждена форма N 26.5-П "Патент на право применения патентной системы налогообложения", которая содержится в Приложении N 1 к приказу.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2014 г., регистрационный номер 35293, опубликован в "Российской газете" 14 января 2015 г.

Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Приложения к приказу ФНС России от 18 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/589@ "Об утверждении формы заявления на получение патента" в части указания в перечне сведений по каждому объекту, используемому при осуществлении вида предпринимательской деятельности, указанного в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, адреса места нахождения каждого объекта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, и Приложения N 1 к приказу ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/599@ "Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения" в части указания в Приложении N 1 к патенту по каждому месту осуществления вида предпринимательской деятельности, указанного в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, почтового индекса, субъекта Российской Федерации, населенного пункта (села, поселка и тому подобное), улицы (проспекта, переулка и тому подобное), номера дома (владения), номера корпуса (строения), номера квартиры (офиса). Ссылается на их противоречие нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Д. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В суде адвокат Сергеева Ю.С., представляющая интересы Д., поддержала заявленные требования.

Представители Федеральной налоговой службы К.А., Министерства юстиции Российской Федерации К.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения адвоката Сергеевой Ю.С., представляющей интересы Д., представителей ФНС России К.А., Минюста России К.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Налоговый кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 346.45 предусматривает, что форма патента и форма заявления на получение патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты изданы ФНС России в пределах ее компетенции.

Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 данного Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов (пункт 7 статьи 12). К специальным налоговым режимам относится и патентная система налогообложения (подпункт 5 пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации).

Глава 26.5 "Патентная система налогообложения", включенная в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ и введенная в действие с 1 января 2013 г., определяет, что применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения); налога на имущество физических лиц, в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (пункт 10 статьи 346.43)

В силу статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Патентная система налогообложения в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации применяется в отношении сдачи в аренду (найма) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Пунктом 7 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 миллиона рублей.

Доводы заявителя о том, что индивидуальный предприниматель в период действия патента вправе применять специальный налоговый режим в отношении вновь приобретенных в период действия патента объектов сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений и других объектов, не основаны на нормах законодательства о налогах и сборах.

Федеральный законодатель предоставил право субъекту Российской Федерации устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов (площадей), территории действия патентов. Субъекты Российской Федерации вправе также дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований) (подпункт 1.1, подпункт 3 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность осуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности на основе патента на территории, на которой он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения; при этом заявление на получение патента подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления указанным лицом предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 346.45 названного Кодекса).

Таким образом, необходимость указания в Форме заявления на получение патента и в Форме заявления на право применения патентной системы налогообложения адреса места осуществления предпринимательской деятельности или места нахождения объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, необходимо для определения территории действия патента и размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, на основании которого исчисляется налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

Оспариваемые положения нормативных правовых актов не отменяют и не ограничивают прав индивидуальных предпринимателей, перешедших на патентную систему налогообложения, и не вводят обязанности, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Д. о признании частично недействующими Приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 18 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/589@ "Об утверждении формы заявления на получение патента" и Приложения N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/599@ "Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 607"
"О внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 сентября 2014 г. N 159"
(ред. от 01.09.2015) "О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании пунктов 1, 2, 15, 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, и подпункта 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, в части их распространения на газораспределительные сети и газораспределительные организации, соответствующими статье 424 Гражданского кодекса РФ, части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также о прекращении производства по делу в отношении пункта 1 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307)>
Ошибка на сайте