Рейтинг@Mail.ru

Решение Суда ЕврАзЭС от 29.12.2014

СУД ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

РЕШЕНИЕ

от 29 декабря 2014 года

Апелляционная палата Суда Евразийского экономического сообщества в составе председательствующего, судьи-докладчика Смирнова Е.А., судей Алимбекова М.Т., Нешатаевой Т.Н., при секретаре судебного заседания Есич И.В., с участием представителей Евразийской экономической комиссии Наумова А.А., Солопова В.И., представителей иностранного торгово-производственного унитарного предприятия "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" (Республика Беларусь) Стерина Б.С., Мотина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Евразийской экономической комиссии на решение Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 27 октября 2014 года по делу по заявлению иностранного торгово-производственного унитарного предприятия "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" о признании не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, пункта 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 750 "О классификации термочувствительной бумаги",

установила:

Коллегия Суда Евразийского экономического сообщества (далее - Коллегия Суда) решением от 27 октября 2014 года удовлетворила заявление иностранного торгово-производственного унитарного предприятия "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" (далее - ИТПУП "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ", заявитель), признав пункт 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 750 "О классификации термочувствительной бумаги" (далее - Решение N 750) в части, касающейся самоклеящейся бумаги с термочувствительным эффектом, не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Не согласившись с решением Коллегии Суда, Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) подала в Апелляционную палату Суда Евразийского экономического сообщества (далее - Апелляционная палата Суда) жалобу. Просит судебное решение отменить и вынести новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его требования.

В обоснование жалобы ЕЭК сослалась: на неправомерность вывода Коллегии Суда о несоответствии пункта 2 Решения N 750 статьям 179, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС); на невозможность признания в качестве доказательства нарушения Комиссией Таможенного союза международных договоров, составляющих правовую базу Таможенного союза, мнения структурного подразделения Европейской комиссии, не относящегося к источникам права Таможенного союза; на отсутствие в решении Коллегии Суда указания, какие конкретно правовые предписания были нарушены членами Комиссии Таможенного союза при принятии Решения N 750.

В возражениях на жалобу ИТПУП "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" просит оставить ее без удовлетворения, судебное решение без изменения.

В судебном заседании Апелляционной палаты Суда представители ЕЭК доводы жалобы поддержали.

Как усматривается из материалов дела, ИТПУП "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" обратилось в Суд Евразийского экономического сообщества с заявлением о признании пункта 2 Решения N 750 не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требование: просил признать не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, пункт 2 Решения N 750 в части, касающейся самоклеящейся бумаги с термочувствительным эффектом.

В обоснование своего требования заявитель указал, что в соответствии с правилом 4 Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ОПИ) ввозимый заявителем на единую таможенную территорию Таможенного союза товар (бумага самоклеящаяся в рулонах, имеющая наряду с флексографической и термотрансфертной печатью возможность быть использованной для прямой термопечати), предназначенный для производства самоклеящихся этикеток, подлежит классификации в товарной подсубпозиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) 4811 41 900 0 - "бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, с покрытием, пропитанные, ламинированные, с окрашенной или декорированной поверхностью или напечатанные, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера, кроме товарной позиции 4803, 4809 и 4810 - самоклеящаяся".

По мнению заявителя, наличие прямого указания в данной подсубпозиции на основное свойство бумаги ("самоклеящаяся") не позволяло Комиссии Таможенного союза в пункте 2 Решения N 750 классифицировать самоклеящуюся термочувствительную бумагу в подсубпозиции 4811 90 000 0 ТН ВЭД ТС ("бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, прочие") на основании ОПИ 1 и 6.

В качестве обоснования нарушения пунктом 2 Решения N 750 своих прав и законных интересов заявитель указал, что таможенным органом Республики Беларусь признана неправомерной классификация ввезенного заявителем в Республику Беларусь вышеупомянутого товара кодом подсубпозиции 4811 41 900 0 ТН ВЭД ТС.

Товар с учетом пункта 2 Решения N 750 классифицирован таможенным органом в товарную подсубпозицию 4811 90 000 0 ТН ВЭД ТС, для которой установлена более высокая ставка ввозной таможенной пошлины. В результате заявитель уплатил допричисленные ему 556 891 956 белорусских рублей ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и пеней.

ЕЭК, которой на основании статьи 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года переданы полномочия упраздненной Комиссии Таможенного союза, считает заявление ИТПУП "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" не подлежащим удовлетворению. В обоснование этого ЕЭК, в частности, указала следующее.

Перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации в соответствии с Единой ТН ВЭД ТС, утвержденной Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 года N 54, которая основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.

Классификация товара представляет собой поэтапное определение классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС, т.е. установление группы, товарной позиции (классификационной группировки товаров, имеющей бездефисное наименование и код из четырех цифр или более при условии, что все цифры, начиная с пятой, являются нулями), субпозиций (классификационной группировки товаров, входящей в состав товарной позиции, имеющей однодефисное или двухдефисное наименование, и либо имеющей код, состоящий из шести цифр или более при условии, что пятая цифра кода отлична от нуля и все цифры кода, начиная с седьмой, являются нулями, либо не имеющей кода при условии, что пятая цифра кодов подчиненных классификационных группировок отлична от нуля) и подсубпозиций (классификационных группировок товаров, входящих в состав субпозиции, а при ее отсутствии входящих в состав товарной позиции, и либо имеющих код, состоящий более чем из шести цифр, либо не имеющих кода, но имеющих однодефисное или многодефисное наименование при условии, что коды подчиненных классификационных группировок имеют пятую цифру "ноль" и (или) состоят более чем из шести цифр).

Процедура классификации товара заключается в применении ОПИ для однозначного отнесения товара к соответствующей субпозиции ТН ВЭД ТС в целях применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Первые пять правил ОПИ применяются последовательно и служат для определения соответствующей товарной позиции, к которой относится классифицируемый товар. ОПИ 6 применяется для дальнейшей детализации товара и определения соответствующей субпозиции и подсубпозиции ТН ВЭД ТС.

ЕЭК считает несостоятельным довод заявителя о необходимости применения ОПИ 4 при классификации самоклеящейся термочувствительной бумаги, поскольку согласно этому правилу товары, классификация которых не может быть осуществлена согласно ОПИ 1 - 3, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемым товаром.

В случае с товаром, ввозимым заявителем на единую таможенную территорию Таможенного союза, его классификация должна осуществляться посредством последовательного применения ОПИ 2 и 3 в рамках ОПИ 6. Исходя из этого был применен принцип, закрепленный в ОПИ 3в), согласно которому товар подлежал классификации в последней субпозиции в порядке возрастания кодов ТН ВЭД ТС среди тех, которые в равной степени приемлемы для классификации этого товара.

ЕЭК указала, что описание и характеристика самоклеящейся термочувствительной бумаги позволяет отнести ее как к однодефисной субпозиции "бумага и картон гуммированные или клейкие", так и к однодефисной субпозиции "бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, прочие". При этом отсутствует возможность предоставления предпочтения какой-либо из названных субпозиций, поскольку каждая из них описывает лишь часть равнозначных свойств самоклеящейся термочувствительной бумаги: первое - термочувствительность; второе - адгезия (способность к приклеиванию). Кроме того, тексты товарной позиции 4811 ТН ВЭД ТС и входящих в нее субпозиций не содержат критерии целевого (функционального) предназначения товара. Таким образом, по мнению ЕЭК, для целей классификации товара свойства, придаваемые ему термочувствительным покрытием и клеевым слоем, являются основными и равнозначными, что позволяет классифицировать такой товар в субпозиции 4811 90 ТН ВЭД ТС как последней в порядке возрастания.

Коллегия Суда признала обоснованным довод заявителя о нарушении требований по классификации товара и его права на самостоятельное определение применимых ОПИ.

В частности, Коллегия Суда указала, что пункт 2 Решения N 750 обязывает классифицировать термочувствительную бумагу, состоящую из бумаги-основы и специального покрытия, а также имеющую дополнительно адгезионный (клеевой) слой, в субпозиции 4811 90 ТН ВЭД ТС с применением ОПИ 1 и 6.

Согласно тексту товарной позиции 4811 ТН ВЭД ТС отличительными признаками бумаги, классифицируемой в этой товарной позиции, являются покрытие, пропитка, ламинирование, окраска или декорирование поверхности, печать, гуммирование бумаги или наличие на ней клеевого слоя. Названная товарная позиция включает следующие однодефисные субпозиции: гудронированные, битуминизированные или асфальтированные; гуммированные или клейкие; с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой; с покрытием или пропиткой из воска, парафина, стеарина, масла или глицерина. Тексты названной товарной позиции и ее субпозиций не содержат указаний на функциональное предназначение товара. Указание на термочувствительное покрытие также не содержится в текстах субпозиций товарной позиции 4811 ТН ВЭД ТС.

Согласно статьям 179 и 181 ТК ТС заявитель при декларировании товара вправе самостоятельно определять применимые правила ОПИ. До принятия Решения N 750 это право заявитель реализовывал посредством классификации самоклеящейся бумаги с термочувствительным слоем в субпозиции 4811 41 ТН ВЭД ТС ("бумага и картон гуммированные или клейкие: - - самоклеящиеся").

Решение N 750 признано Коллегией Суда возлагающим на хозяйствующего субъекта обязанность классифицировать упомянутый товар в субпозиции 4811 90 ("бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, прочие") в соответствии с ОПИ 1 и 6. При этом Коллегия Суда указала, что при формулировании пункта 2 Решения N 750 учитывалось ОПИ 3в), не нашедшее нормативного закрепления в тексте Решения N 750, что нарушает требования статей 179, 181 ТК ТС.

Коллегия Суда приняла во внимание представленные заявителем обязательное таможенно-тарифное определение уполномоченного таможенного органа Ирландии о классификации термочувствительной бумаги, экспортные декларации и инвойсы, согласно которым самоклеящаяся бумага с термочувствительным слоем классифицировалась в товарной субпозиции 4811 41 900 0 ТН ВЭД ТС. Также Коллегией Суда учтено мнение Департамента Европейского союза по налогам и тарифам, согласно которому бумагу с термочувствительным покрытием, являющуюся самоклеящейся, следует классифицировать в товарной субпозиции 4811 41 в соответствии с правилами 1 - 6 ОПИ и текстами к товарной позиции 4811 и ее субпозиции 4811 41.

Коллегия Суда сделала вывод, что при подготовке и принятии Решения N 750 не учтена существовавшая в Таможенном союзе практика классификации самоклеящейся термочувствительной бумаги, тогда как согласно представленным Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь копиям действовавших до принятия Решения N 750 предварительных решений по классификации названного товара таможенные органы его классифицировали в товарной субпозиции 4811 41 ТН ВЭД ТС.

Довод заявителя о нарушении Комиссией Таможенного союза порядка принятия Решения N 750 Коллегия Суда признала правомерным.

В судебном решении отмечено, что первоначальный проект классификационного решения был внесен Федеральной таможенной службой Российской Федерации и не предусматривал каких-либо положений, касающихся классификации самоклеящейся бумаги с термочувствительным слоем.

Представленные Коллегии Суда материалы расценены как не содержащие доказательств наличия у таможенных органов государств - членов Таможенного союза различных подходов при классификации упомянутого товара. В связи с этим сделан вывод о том, что предложение о классификации самоклеящейся бумаги с термочувствительным слоем инициировано в отсутствие каких-либо разногласий между таможенными органами государств - членов Таможенного союза, что расценено как нарушение действовавшего до 5 января 2014 года утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 296 Положения о порядке принятия Комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров при подготовке проекта оспариваемого заявителем классификационного решения в части, касающейся самоклеящейся бумаги с термочувствительным эффектом.

Довод заявителя о нарушении Комиссией Таможенного союза принципа экономической обоснованности при принятии Решения N 750 Коллегия Суда признала несостоятельным.

Рассмотрев материалы дела, доводы жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения Коллегией Суда норм процессуального права, международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, Апелляционная палата Суда пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1, 2 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, статьями 50, 51 ТК ТС для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности предусмотрено применение ТН ВЭД ТС, которая основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.

Согласно статье 1 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, являющейся составной частью законодательства государств - членов Таможенного союза, под Гармонизированной системой (далее - ГС) понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также ОПИ.

При классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы руководствуются шестью правилами ОПИ, являющимися неотъемлемой частью ГС и формулирующими принципы классификации товаров, предусматривающие последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем в соответствующую субпозицию.

Согласно ОПИ 1 классификация товаров в ГС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. В случае, если не предусмотрено иное, классификация товаров осуществляется в соответствии с положениями ОПИ 2, 3, 4 и 5, где это применимо. Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

В соответствии со статьей 52 ТК ТС в целях обеспечения единообразного толкования ТН ВЭД ТС на основании предложений уполномоченных таможенных органов Комиссия Таможенного союза была наделена полномочием принимать решения по классификации отдельных товаров.

По инициативе Федеральной таможенной службы Российской Федерации Комиссия Таможенного союза после согласования проекта классификационного решения с уполномоченными таможенными органами государств - членов Таможенного союза приняла 16 августа 2011 года Решение N 750 "О классификации термочувствительной бумаги", в соответствии с пунктом 2 которого термочувствительную бумагу (или бумагу для термопечати), состоящую из бумаги-основы и специального покрытия, в состав которого входят компоненты, вступающие в цветообразующую реакцию под воздействием тепла в результате контактного или бесконтактного способа печати, и имеющую дополнительно, например, адгезионный (клеевой) слой и/или специальный защитный слой, в частности, позволяющий сохранять изображение в течение длительного времени, и/или слой в виде полимерной пленки и/или подвергнутую дополнительной поверхностной обработке полимерными материалами, при условии, что толщина полимерного покрытия не превышает половины толщины покрытой бумаги, классифицировать в подсубпозиции 4811 90 000 0 ТН ВЭД ТС в соответствии с ОПИ 1 и 6.

Согласно разделу III Решения Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров", в котором определялся порядок применения ОПИ, они должны применяться единообразно и последовательно: ОПИ 1 - в первую очередь; ОПИ 2 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 и 2; ОПИ 4 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 - 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения предыдущих правил; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Согласно пояснениям к товарной позиции 4811 ТН ВЭД ТС ("бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, с покрытием, пропитанные, ламинированные, с окрашенной или декорированной поверхностью или напечатанные, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера, кроме товаров товарной позиции 4803, 4809 или 4810") в нее включены следующие однодефисные и двухдефисные субпозиции:

В пункте 2 Решения N 750 в описании термочувствительной бумаги, правомерность классификации которой являлась предметом оценки Коллегии Суда, использовано следующее описание составляющих бумагу-основу компонентов:

"специальное покрытие, в состав которого входят компоненты, вступающие в цветообразующую реакцию под воздействием тепла в результате контактного или бесконтактного способа печати";

"дополнительный адгезионный (клеевой) слой".

Текст товарной субпозиции 4811 41 ТН ВЭД ТС ("- - самоклеящиеся") описывает лишь часть компонентов, входящих в состав термочувствительной бумаги.

Практика классификации Комиссией Европейского союза самоклеящейся продукции показывает, что наличие на бумаге адгезионного (клеевого) слоя используется не только для производства этикеточной продукции: согласно обязательным таможенно-тарифным определениям GB123104824 и DE3542/11-1, на которые ссылалась ЕЭК в возражениях на заявление ИТПУП "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ", в подсубпозиции 4811 41 900 0 ГС классифицировались ловушки для насекомых и малярный скотч.

Приобщенные к материалам дела заключения об исследовании самоклеящейся термочувствительной бумаги показали, что названный товар является многокомпонентным.

Согласно извлечению из Компендиума классификационных мнений Всемирной таможенной организации в товарной субпозиции 4811 90 ГС классифицирована "бумага, покрытая с одной стороны органическим, чувствительным к теплу (термочувствительным) веществом, которое чернеет в результате химической реакции под действием приложенного тепла...". При этом Апелляционная палата Суда учитывает практику Суда ЕС по схожей категории дел, который в своих решениях указывал, что комментарии к ГС (например, содержащиеся в Компендиумах классификационных мнений) являются важным вспомогательным средством для толкования различных товарных позиций, но не обладают обязательной юридической силой (решения по делам С 12/10 Lecson Elektromobile GmbH, п. 14; С 250/05, п. 16; С 370/08, п. 30).

Как отмечено в приобщенном к материалам дела мнении Директората по тарифам и торговле Всемирной таможенной организации от 6 апреля 2011 года, имеющая термочувствительный слой бумага обладает функциональным реагирующим покрытием, исходя из технических спецификаций должна классифицироваться в товарной позиции 4811 согласно ОПИ 1. Поскольку поверхностный (термочувствительный) слой не является "пластиком", подходящей субпозицией для классификации бумаги будет 4811 90 согласно ОПИ 1 и 6.

Учитывая необходимость последовательного применения ОПИ и принимая во внимание, что описание исследуемого товара (самоклеящейся термочувствительной бумаги) соответствует тексту товарной позиции 4811, указание в Решении N 750 на классификацию этого товара в соответствующей товарной субпозиции на основании ОПИ 1 Апелляционная палата Суда считает правомерным.

Поскольку исследуемый товар не может быть отнесен к товарам, представленным в некомплектном или незавершенном виде, ОПИ 2а) не применялось.

Согласно ОПИ 2б) товары, изготовленные из более чем одного материала или вещества, если они prima facie, могут быть отнесены к двум и более товарным позициям, должны классифицироваться в соответствии с принципами ОПИ 3.

В соответствии с ОПИ 3а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако если каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов и веществ, входящих в состав многокомпонентного изделия, такие товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.

Как указывалось выше и следует из материалов дела, бумага, имеющая "специальное покрытие, в состав которого входят компоненты, вступающие в цветообразующую реакцию под воздействием тепла в результате контактного или бесконтактного способа печати" и "дополнительный адгезионный (клеевой) слой", может быть отнесена к однодефисной субпозиции "бумага и картон гуммированные или клейкие" и к однодефисной субпозиции "бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, прочие". Вместе с тем каждая из названных товарных субпозиций описывает лишь часть равнозначных свойств самоклеящейся термочувствительной бумаги. Соответственно, в рассматриваемом случае ОПИ 3а) не подлежало применению.

Согласно ОПИ 3б) многокомпонентные изделия, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с ОПИ 3а), должны классифицироваться по тому материалу, который придает товару основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

Наличие двух основных компонентов, входящих в состав термочувствительной бумаги, заявитель не оспаривает, равнозначность их характеристик, обеспечивающих функциональное предназначение товара, подтверждено материалами дела (сообщениями Всероссийского научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности от 2 июля 2013 года N 23-92; ОАО "Центральный научно-исследовательский институт бумаги" от 3 июля 2013 года N 07-9/539; представителей производителей и потребителей товара - ООО "ЮПМ Кюммене" от 12 сентября 2013 года N 18-328, ЗАО "Тандер" от 28 августа 2013 года N 1004-02/4 и Корпоративный центр X5 Retail Group от 13 августа 2013 года. Таким образом, ОПИ 3б) не подлежало применению.

В соответствии с ОПИ Зв) товар, классификация которого не может быть осуществлена в соответствии с положениями ОПИ 3а) и 3б), подлежит классификации в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения этого товара при классификации.

Апелляционная палата Суда считает, что материалами дела подтверждено соблюдение последовательности применения ОПИ для целей принятия Решения N 750.

Самоклеящаяся термочувствительная бумага, являющаяся многокомпонентным товаром, при равнозначности каждого из его компонентов (термочувствительный слой и адгезионный слой) для функционального предназначения, обоснованно классифицирована в товарной субпозиции 4811 90 ТН ВЭД ТС по правилу классификации в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди равноприемлемых позиций.

Апелляционная палата Суда не соглашается с выводом Коллегии Суда о нарушении пунктом 2 Решения N 750 права хозяйствующего субъекта (заявителя) на самостоятельное определение применимых ОПИ для классификации товара.

Согласно статье 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС, осуществляемой в силу статей 179 и 181 ТК ТС декларантом либо таможенным агентом при оформлении таможенной документации. Наряду с этим правильность указанного в таможенной декларации классификационного кода декларируемого товара проверяет таможенный орган, полномочный при выявлении неверной классификации товара осуществить ее самостоятельно.

Как усматривается из материалов дела, заявитель при декларировании самоклеящейся термочувствительной бумаги самостоятельно определял классификационный код товара, основываясь на обязательном таможенно-тарифном определении, выданном таможенным органом Ирландии. В этом определении термочувствительная бумага THERMAL 200LD S2045N-BG40BR, THERMAL 200LD S2045N-BG40BR IMP, THERMAL 200LD R5000-BG40BR, THERMAL 200LD S2000N-BG40BR, THERMAL 200LHDPLUS S2045N-BG40BR и THERMAL 200HDPLUS S2045N-BG40BR классифицирована в товарной подсубпозиции 4811 41 900 ГС со ссылкой на ОПИ 1 и 6 (General interpretative rules). При этом у заявителя не вызывала сомнения правильность указания в определении лишь двух правил ОПИ, тогда как согласно принципам ОПИ, являющимся неотъемлемой частью Международной конвенции о ГС, при классификации товара на уровне субпозиций в рамках ОПИ 6 могут быть последовательно использованы принципы классификации, закрепленные в ОПИ 1 - 5.

Таким образом, ссылка в пункте 2 Решения N 750 на ОПИ 1 и 6 сама по себе не является прямым свидетельством ущемления прав и законных интересов заявителя в таможенной сфере.

Вывод Коллегии Суда о том, что отсутствие в пункте 2 Решения N 750 нормативного закрепления правила 3в) ОПИ нарушает требования статей 179, 181 ТК ТС является несостоятельным, поскольку в упомянутых статьях ТК ТС не регламентируется процедура детализации и фиксации в классификационных решениях последовательного применения ОПИ.

Анализ практики классификации товаров Комитетом ГС Всемирной таможенной организации, в том числе содержание вышеупомянутого мнения Директората по тарифам и торговле, показывает, что большинство классификационных решений ограничивается указанием на применение ОПИ 1 и 6 без конкретизации последовательного использования при классификации товара в рамках ОПИ 6 правил 3а), 3б), 3в), 4, 5а) и 5б).

Коллегия Суда при принятии решения среди прочих доказательств обоснованности требования заявителя приняла во внимание представленное им обязательное таможенно-тарифное определение уполномоченного таможенного органа Ирландии, классифицирующее самоклеящуюся термочувствительную бумагу в подсубпозиции 4811 41 900 ГС в соответствии с ОПИ 1 и 6.

Как указано в заявлении ИТПУП "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ", данное определение издано Комиссией Европейского союза и является подтверждением классификации самоклеящейся термочувствительной бумаги исключительно в товарной подсубпозиции 4811 41 900 ТН ВЭД ТС.

Апелляционная палата Суда считает, что обязательное таможенно-тарифное определение таможенного органа Ирландии не является классификационным решением Комиссии Европейского союза.

Согласно статье 12 Таможенного кодекса Европейского Сообщества (Регламент Совета 2913/92 от 12 октября 1992 года) обязательное таможенно-тарифное определение (Binding Tariff Information, BTI) таможенный орган выносит по письменному заявлению правомочного лица, декларирующего товар. Это определение обязывает таможенный орган в отношении правомочного лица только в части классификации того товара, в отношении которого таможенное оформление было произведено после вынесения определения. Такого рода определения национальных таможенных органов включаются в европейскую базу данных (EBTI) и действуют определенное время. Вместе с тем Апелляционная палата Суда не считает представленное заявителем обязательное таможенно-тарифное определение таможенного органа Ирландии классификационным решением Комиссии Европейского союза.

Комиссия Таможенного союза в силу предоставленных ей дискреционных полномочий при принятии в порядке статьи 52 ТК ТС решения о классификации самоклеящейся термочувствительной бумаги могла не учитывать наличие в Европейском союзе локальных таможенно-тарифных определений в отношении данного товара.

Принимая Решение N 750 с учетом согласованного мнения уполномоченных таможенных органов государств - членов Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза обладала полномочием в соответствии с ОПИ классифицировать самоклеящуюся термочувствительную бумагу в товарной субпозиции, отличной от классификации в обязательных таможенно-тарифных определениях отдельных таможенных органов Европейского союза.

В решении Коллегии Суда указано, что при рассмотрении дела приняты во внимание правовые позиции Суда ЕврАзЭС, содержащиеся в решении Суда ЕврАзЭС от 15 ноября 2012 года по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОНП" об оспаривании Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 819 "О классификации в соответствии с Единой Таможенной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза транспортных средств МТЛБ, МТПЛБ, ТГМ" (далее - Решение N 819).

Предметом формирования правовой позиции по названному делу являлось указанное Решение N 819, которым транспортные средства, представляющие собой демилитаризованные гусеничные транспортеры-тягачи со снятым вооружением и броней, предназначенные в зависимости от их внутреннего исполнения и конструктивных особенностей для перевозки людей и грузов в сложных природно-климатических условиях, были классифицированы в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ТС в соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ независимо от комфортности и эргономичности условий перевозки.

Признав Решение N 819 не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, Суд ЕврАзЭС, в частности, указал, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения товара в каждом конкретном случае к определенной классификационной группировке. Поскольку требовалась более точная, детализированная классификация товара, Комиссии Таможенного союза следовало соблюсти принцип правовой определенности, требующий конкретизации квалифицирующих признаков для каждой товарной позиции ТН ВЭД ТС применительно к демилитаризованным гусеничным транспортерам-тягачам.

Апелляционная палата Суда считает, что эта правовая позиция не соотносится с обстоятельствами, исследуемыми по делу об оспаривании заявителем пункта 2 Решения N 750, поскольку они существенно отличаются от оснований и характера обстоятельств принятия Комиссией Таможенного союза Решения N 819. Одним из отличий является содержание пункта 2 Решения N 750, в котором предмет классификации описан конкретно и детально.

Исследовав приобщенные к делу материалы подготовки, рассмотрения и принятия Комиссией Таможенного союза Решения N 750, Апелляционная палата Суда усмотрела наличие не единообразной классификации самоклеящейся термочувствительной бумаги, что послужило поводом обращения в Комиссию Таможенного союза Федеральной таможенной службы Российской Федерации с инициативой принятия классификационного решения в порядке, установленном Положением о порядке принятия Комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 296.

Таким образом, Апелляционная палата Суда не усматривает нарушение Комиссией Таможенного союза на всех стадиях рассмотрения предложения уполномоченного таможенного органа государства - члена Таможенного союза вышеуказанного Положения и пункта 7 статьи 52 ТК ТС.

В соответствии со статьей 48 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов по результатам рассмотрения жалобы Апелляционная палата Суда вправе: оставить решение Коллегии Суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить полностью или в части, изменить решение Коллегии Суда, вынести новое решение по делу.

Учитывая вышеизложенные выводы по результатам рассмотрения жалобы ЕЭК, Апелляционная палата Суда считает, что решение Коллегии Суда от 27 октября 2014 года подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе ИТПУП "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" в удовлетворении его заявления.

Руководствуясь статьей 48 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, Апелляционная палата Суда

решила:

1. Решение Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 27 октября 2014 года по делу по заявлению иностранного торгово-производственного унитарного предприятия "ФЛЕКС-Н-РОЛЛ" о признании не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, пункта 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 750 "О классификации термочувствительной бумаги" отменить.

2. Признать пункт 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 750 "О классификации термочувствительной бумаги" соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Настоящее решение является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу с даты его вынесения.

Председательствующий

Е.А.СМИРНОВ

Судьи

М.Т.АЛИМБЕКОВ

Т.Н.НЕШАТАЕВА

Другие документы по теме
"О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции"
<О признании частично недействующим подпункта "г" пункта 50 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца 8 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.1995 N 239>
<Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным (незаконным) пункта 2 Приказа Министра обороны РФ от 07.10.2000 N 475 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих">
Ошибка на сайте