Решение Верховного Суда РФ от 19.04.2007 N ГКПИ07-142
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2007 г. N ГКПИ07-142
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1999 года N 921 "Об обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, направленных для несения службы в составе международного полицейского персонала в Косово" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН",
установил:
пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1999 года N 921 "Об обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, направленных для несения службы в составе международного полицейского персонала в Косово" (в редакции от 1 июля 2002 года) предусмотрено сохранение сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим Федеральной пограничной службы Российской Федерации, направленным для несения службы в составе международного полицейского персонала в Косово, выплату (в рублях) в 100-процентном размере окладов по специальному или воинскому званию и штатной должности по последнему месту службы, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия службы.
Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН" (в редакции от 1 июля 2002 года) сохраняет офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудникам органов внутренних дел, направляемым в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплату в рублях за время пребывания за границей в размере 100 процентов оклада по воинскому (специальному) званию, оклада по воинской должности (должностного оклада) по последнему месту военной службы (службы), процентной надбавки за выслугу лет.
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1999 года N 921 и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года N 247 недействующими, не подлежащими применению со дня принятия, считая их противоречащими статьям 137, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 6 Федерального закона от 23 июня 1995 года N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", пункту 4 распоряжения Президента Российской Федерации от 25 июня 1999 года N 206-рп, а также Типовому соглашению между Организацией Объединенных Наций (ООН) и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира. Заявитель указал на то, что, являясь сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, с 19 декабря 2004 года по 19 декабря 2006 года находился в служебной командировке в Косово в качестве офицера гражданской полиции Миссии Организации Объединенных Наций, за этот период на основании оспариваемых нормативных положений ему выплачивалось денежное довольствие не в полном объеме, чем нарушено его право на получение среднего заработка за все время нахождения в служебной командировке.
В судебном заседании К. поддержал заявленные требования, обосновывая их вышеприведенными доводами.
Представители Правительства Российской Федерации Бодров В.А., Бушкевич В.Н., Марьян Г.В., Чуракова Е.Д. заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы распространяются на сотрудников органов внутренних дел, откомандированных с их согласия в состав международного полицейского персонала, что не является служебной командировкой, и нормы трудового законодательства, предусматривающие сохранение среднего заработка за время командировки, к ним неприменимы, таким сотрудникам предусмотрена выплата денежного довольствия, размер которого определен нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в пределах его компетенции.
Выслушав и обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив оспариваемые нормативные положения на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Пунктом 4 распоряжения Президента Российской Федерации от 25 июня 1999 года N 206-рп Правительству Российской Федерации поручено осуществить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с несением сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащими ФПС России службы в составе международного полицейского персонала в Косово, предусмотрев материальное обеспечение указанных лиц и выплату им денежного довольствия, включая предоставление дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе членам их семей, в соответствии с федеральным законодательством.
Из содержания приведенного пункта во взаимосвязи с пунктами 1 и 3 того же распоряжения, предусматривающими направление 210 сотрудников органов внутренних дел в состав международного полицейского персонала и подчинение их представителю Генерального секретаря ООН, следует, что в данном случае речь идет не о направлении указанных лиц в служебную командировку для выполнения своих обязанностей по занимаемой должности, а об откомандировании в распоряжение международного органа, в связи с чем специально для этого случая Правительству Российской Федерации предписывалось предусмотреть выплату денежного довольствия.
Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" также предусмотрено предоставление Российской Федерацией военного персонала для участия в миротворческой деятельности, а не направление в служебные командировки. При этом вопросы денежного довольствия не затрагиваются, а предусматривается установление в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантий и компенсаций (статьи 6, 10, 12).
Вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (в редакции от 30 июня 2003 года). В соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого Закона денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат, перечень которых приведен в пункте 8 той же статьи.
Дополнительные выплаты, как видно из пункта 8, непосредственно связаны с исполнением служебных обязанностей по определенной должности, устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.
В случае откомандирования сотрудников для участия в миротворческой деятельности они свои обязанности по должности в органах внутренних дел не исполняют, занимаются деятельностью по реализации задач международной организации. Вопросы обеспечения денежным довольствием данной категории сотрудников законом не урегулированы.
В силу пункта 7 статьи 1 этого Закона особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К таким актам относятся постановления Правительства Российской Федерации, в полномочия которого входит осуществление регулирования в социально-экономической сфере, обеспечение соответствующих социальных гарантий (статьи 13, 20, 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 25 июня 1999 года N 206-рп издало нормативные правовые акты, отдельные положения которых оспариваются заявителем, определив особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников, направляемых для участия в миротворческой деятельности. Этими актами предусмотрено сохранение за ними обязательных выплат, входящих в состав денежного довольствия. Из анализа оспариваемых норм следует, что они не исключают выплату откомандированным сотрудникам надбавок за ученую степень и ученое звание, не сохраняют лишь дополнительные выплаты, назначаемые в порядке пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ.
Нормативных правовых актов большей юридической силы, которыми для указанной категории сотрудников установлены иные выплаты, чем определено оспариваемыми нормами, не имеется.
Следует отметить, что и в других случаях предоставления Российской Федерацией военнослужащих и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности денежное довольствие определялось таким же образом. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 983, на которое ссылается заявитель, за военнослужащими, направляемыми для участия в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне, сохранен тот же самый объем денежных выплат.
То обстоятельство, что Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1999 года N 921 и 31 марта 2001 года N 247 не предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации в отличие от упомянутого Постановления от 21 декабря 2004 года N 983, где они установлены, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования. Оспариваемые заявителем правовые нормы определяют денежное довольствие сотрудников и не исключают возможности предоставления дополнительных гарантий и компенсаций.
Требование заявителя о возложении на Правительство Российской Федерации обязанности установить в нормативном правовом акте дополнительные гарантии и компенсации для указанной категории сотрудников в соответствии с положениями Федерального закона от 23 июня 1995 года N 93-ФЗ и во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 25 июня 1999 года N 206-рп не было принято к производству Верховного Суда Российской Федерации. В силу принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, органы судебной власти не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов законодательной и исполнительной власти и определять содержание издаваемых ими нормативных правовых актов.
Типовое соглашение между Организацией Объединенных Наций и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, на которое ссылается заявитель в обоснование своих требований, является лишь основой для разработки соответствующих индивидуальных соглашений и не содержит норм международного права. В пункте 12 Типового соглашения включено предлагаемое условие о том, что в течение срока прикомандирования своего персонала в состав (операции Организации Объединенных Наций) правительство (государства-участника) отвечает за выплату ему любых вознаграждений, надбавок и пособий, которые могут ему причитаться в соответствии с национальными положениями. В данном случае к таким национальным положениям относятся и оспариваемые нормы.
Ошибочными являются и ссылки заявителя на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку рассматриваемые отношения урегулированы специальными нормами и на них не распространяется действие трудового законодательства. В названном Кодексе не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в миротворческой деятельности и обеспечения денежным довольствием лиц, находящихся на федеральной государственной службе, одним из видов которой в силу Федерального закона от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции от 6 июля 2006 года) признается правоохранительная служба.
Оспариваемые правовые нормы не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ