Рейтинг@Mail.ru

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31.05.2016 N 5

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2016 г. N 5

ОБ ОСНОВНЫХ ОРИЕНТИРАХ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2016 - 2017 ГОДЫ

Высший Евразийский экономический совет решил:

1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.

2. Рекомендовать правительствам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.

3. Евразийской экономической комиссии проводить мониторинг мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер утвержденным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

Утверждены

Решением Высшего

Евразийского экономического совета

от 31 мая 2016 г. N 5

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2016 - 2017 ГОДЫ

Настоящий документ, разработанный в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направленный на достижение целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28, определяет наиболее важные для экономик государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) кратко- и среднесрочные задачи на 2016 - 2017 годы, а также содержит рекомендации по их решению.

В 2015 году экономическое развитие государств-членов проходило в условиях нарастания негативных тенденций во внешнеэкономической конъюнктуре, что привело к углублению внутренних дисбалансов и усилению уязвимости национальных экономик.

Снижение темпов роста мировой экономики на фоне сохранения объемов добычи сырьевых ресурсов усилило тенденцию к снижению цен на нефть и основные сырьевые товары, экспортируемые государствами-членами.

В 2015 году произошло значительное снижение мировых цен на энергоносители, металлы и сельскохозяйственную продукцию, которое на фоне падения спроса на эти товары при сохранении высокой зависимости национальных экономик от импорта привело к значительному сокращению экспортных доходов и оказало негативное влияние на состояние платежных балансов государств-членов.

Усилению негативного влияния способствовал и сохраняющийся отток капитала из государств-членов, связанный как с глобальной тенденцией переориентации инвестиционных потоков с развивающихся рынков на развитые рынки, так и с погашением компаниями внешних долговых обязательств.

В то же время положительное влияние на платежные балансы государств-членов оказали значительные темпы снижения импорта, однако высокая открытость национальных экономик, в том числе зависимость национальных производств от импортной продукции, повышает уязвимость государств-членов в условиях влияния негативных внешних рисков.

Переход государств-членов к более гибкому курсообразованию и последовавшее за этим ослабление курсов их национальных валют к резервным мировым валютам повысили ценовую конкурентоспособность товаров государств-членов на внешних рынках и сократили падение экспортных доходов бюджетов ряда государств-членов, а также способствовали снижению давления на их международные резервные активы. В то же время значительная волатильность курсов национальных валют государств-членов привела к повышению девальвационных и инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности, к ускорению роста цен на внутреннем рынке Союза на импортную и национальную продукцию и к снижению реальных доходов населения государств-членов.

В совокупности со снижением темпов кредитования физических и юридических лиц данные факторы оказали влияние на сокращение потребительской и инвестиционной активности в государствах-членах и внутреннего спроса в целом.

В Республике Армения и Кыргызской Республике негативное влияние на внутренний спрос оказало также сокращение объема денежных переводов граждан, осуществляющих трудовую деятельность в других государствах-членах.

Экономическое развитие Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики в 2015 году по сравнению с 2014 годом характеризуется замедлением темпов экономического роста с 103,5 до 103,1 процента, с 104,4 до 101,2 процента и с 104,0 до 103,5 процента соответственно.

В условиях влияния негативных внешних и внутренних факторов в Республике Беларусь и Российской Федерации наблюдается сокращение валового внутреннего продукта по итогам 2015 года до 96,1 процента и 96,3 процента соответственно.

Принятые правительствами и национальными (центральными) банками государств-членов меры способствовали смягчению воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на национальные экономики.

Начало функционирования Союза в 2015 году, являющееся основой углубления интеграционных процессов государств-членов и формирования условий для свободного движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, создало новые возможности для активизации торгово-экономического сотрудничества государств-членов и способствовало увеличению удельного веса взаимной торговли в общем объеме торговли Союза.

Дальнейшее развитие производственно-экономических связей между государствами-членами усиливает необходимость координации проведения государствами-членами согласованной макроэкономической политики.

Ожидаемое ухудшение внешних условий на фоне отсутствия предпосылок для роста цен на основные экспортные товары государств-членов требует консолидации усилий государств-членов по принятию эффективных совместных мер на уровне Союза и на национальном уровне, которые будут направлены на повышение устойчивости экономик государств-членов и преодоление последствий сложившейся негативной экономической ситуации.

В связи с этим основные ориентиры макроэкономической политики, реализуемой государствами-членами в 2016 - 2017 годах, будут направлены на обеспечение углубления взаимодействия и активизацию совместных усилий государств-членов по следующим направлениям:

обеспечение макроэкономической устойчивости: принятие мер по стабилизации уровня инфляции, поддержание сбалансированности бюджетных систем государств-членов, обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления;

создание условий для устойчивого развития и восстановления экономического роста: диверсификация экономик государств-членов, расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов с целью наращивания объемов инвестиций в основной капитал, активизация взаимной торговли и развитие внутреннего рынка Союза, развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта.

I. Обеспечение макроэкономической устойчивости

В 2015 году усилилось дестабилизирующее влияние неблагоприятных внешнеэкономических факторов и внутренних макроэкономических дисбалансов на экономики государств-членов, что отразилось на ухудшении предусмотренных Договором макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития.

Увеличение цен на импортную и национальную продукцию на рынках государств-членов в 2015 году в основном было обусловлено ослаблением курсов национальных валют, повышением валютных рисков и ростом инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности. Вклад в рост потребительских цен в ряде государств-членов также внесло увеличение тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

Под влиянием этих факторов Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией по итогам 2015 года превышено установленное статьей 63 Договора расчетное значение уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) на 7,1 процентного пункта, 8,7 процентного пункта и 7,9 процентного пункта соответственно.

Снижение спроса и цен на основные экспортные товары государств-членов на фоне замедления темпов роста экономик их основных торговых партнеров оказывает негативное влияние на темпы роста поступлений, формирующих доходную часть бюджетов государств-членов.

Превышение темпов роста расходов консолидированного бюджета над темпами роста его доходов в связи с проведением контрциклической экономической политики способствовало нарастанию дисбалансов в бюджетной сфере государств-членов.

Снижение курсов национальных валют государств-членов по отношению к резервным мировым валютам и наличие у государств-членов долговых обязательств в иностранной валюте способствовали увеличению суммы долга сектора государственного управления в национальных валютах государств-членов и расходов бюджетов по его обслуживанию. В условиях превышения расходной части бюджетов государств-членов над доходной некоторые из государств-членов вынуждены прибегать к использованию долговых инструментов для финансирования дефицита своих бюджетов.

В 2015 году для всех государств-членов характерно увеличение долговой нагрузки. В Кыргызской Республике уровень долга сектора государственного управления достиг предельного количественного значения, установленного Договором.

Таким образом, во всех государствах-членах наблюдаются признаки макроэкономической неустойчивости, что в свою очередь оказывает негативное влияние на экономическое развитие каждого государства-члена и Союза в целом.

В связи с этим всем государствам-членам необходимо расширить набор применяемых инструментов и активизировать усилия по достижению и поддержанию макроэкономической устойчивости по следующим ключевым направлениям.

Принятие мер по стабилизации уровня инфляции, включая:

продолжение работы по переходу государств-членов к проведению денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции и созданию условий для перехода к данному режиму;

выработку подходов к определению среднесрочных ориентиров по уровню инфляции;

совершенствование механизмов и реализацию мер, направленных на недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги, а также актуализацию перечней таких товаров и услуг;

выявление нарушений общих правил конкуренции и порядка государственного ценового регулирования;

пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов и общих правил конкуренции на территориях государств-членов;

реализацию и развитие закупочных и товарных интервенций как инструмента снижения сезонных колебаний цен на социально значимые продовольственные товары;

расширение инструментов розничной торговли (электронная торговля, склады-магазины, ярмарки и т.д.), обеспечивающих реализацию товаров по более низким ценам и повышающих доступность товаров для населения государств-членов;

экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей;

анализ рынков государств-членов, находящихся в состоянии монополии, на предмет их оптимального регулирования и возможного формирования конкурентного рынка;

создание условий для активизации использования национальных валют государств-членов в сфере взаимной торговли.

Поддержание сбалансированности бюджетных систем государств-членов, включая:

увеличение доходной части бюджетов государств-членов, в том числе путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования;

повышение качества и эффективности таможенного администрирования с целью увеличения поступления платежей, администрируемых таможенными органами, в бюджеты государств-членов;

оптимизацию бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на стратегически приоритетных направлениях развития и секторах экономики;

корректировку темпов прироста непроцентных расходов бюджета с учетом складывающегося дефицита (профицита) бюджета сектора государственного управления;

оптимизацию операций с нефинансовыми активами с целью повышения сбалансированности бюджетных систем.

Обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления, включая:

разработку и реализацию стратегий по управлению долгом во избежание пиковых нагрузок в наиболее сложные для экономик государств-членов периоды с целью соблюдения установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления;

рассмотрение возможности финансирования приоритетных проектов путем использования механизмов, не увеличивающих долговую нагрузку на сектор государственного управления;

обеспечение финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних источников для минимизации рисков заимствований на внешнем рынке.

принятие указанных мер будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, являющейся основой для восстановления и наращивания темпов экономического роста государств-членов, а также повышению устойчивости их экономик к негативным внешним воздействиям.

II. Создание условий для устойчивого развития

и восстановления экономического роста

Усиление в 2015 году внешних дестабилизирующих факторов, а также внутренних макроэкономических дисбалансов оказало негативное влияние на перспективы устойчивого экономического развития государств-членов и привело к замедлению деловой активности в ключевых секторах экономик государств-членов.

Традиционные источники экономического роста в условиях снижения внешнего спроса на основные экспортные товары государств-членов и цен на них не могут полностью обеспечивать текущие потребности национальных экономик и создавать благоприятные условия для экономического развития в средне- и долгосрочном периодах.

В связи с этим чрезвычайно важной задачей для государств-членов является развитие внутренних источников экономического роста путем наращивания, диверсификации и реализации производственного потенциала государств-членов при максимальном использовании возможностей экономической интеграции в рамках Союза.

В условиях ограниченности бюджетов государств-членов для наращивания объемов внутреннего производства и повышения производительности необходимо стимулировать приток инвестиций в реальный сектор экономики и диверсифицировать источники привлечения финансовых ресурсов, позволяющих предприятиям осуществлять вложения в создание и воспроизводство основных средств. Это создаст дополнительные возможности для переоснащения и модернизации производственных мощностей с целью снижения импортозависимости и выхода национальной продукции государств-членов с высокой добавленной стоимостью и продукции, произведенной на кооперационной основе, на внешние рынки.

Расширение рынков сбыта продукции, производимой в Союзе, и содействие товарной и географической диверсификации торгово-экономических отношений государств-членов с третьими странами, а также совершенствование таможенного регулирования и развитие транзитных и смешанных перевозок будут способствовать реализации экспортного потенциала государств-членов и позволят государствам-членам не только увеличить объемы валютных поступлений, но и расширить возможности развития национального производства за счет более активного включения в глобальные производственно-сбытовые цепочки.

Значительный стимул активизации экономической деятельности в государствах-членах могут придать развитие взаимной торговли и усиление взаимодействия в наиболее важных для государств-членов секторах экономики, в том числе за счет формирования и использования единого цифрового пространства. Развитию эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в этом направлении будет способствовать использование интеграционных возможностей Союза, включая дальнейшее формирование общих и единых рынков в этих секторах экономики, а также выявление и устранение барьеров для взаимного доступа, изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы государств-членов.

Для решения поставленных задач в 2016 - 2017 годах государствам-членам необходимо реализовывать следующие совместные меры в рамках Союза и национальные меры.

Диверсификация экономик государств-членов, включая:

определение сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом;

реализацию политики импортозамещения продукции третьих стран продукцией Союза, в том числе путем развития промышленных комплексов государств-членов;

стимулирование инновационной активности и создание условий для внедрения инновационных технологий;

разработку механизмов организации проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государств-членов с целью стимулирования развития высокотехнологичных производств, в том числе в сфере агропромышленного комплекса;

реализацию комплексных мер поддержки малого и среднего бизнеса;

разработку и согласование принципов и подходов к оценке макроэкономических и отраслевых эффектов влияния интеграционных процессов на экономики государств-членов.

Расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов с целью наращивания объемов инвестиций в основной капитал, включая:

дальнейшее развитие эффективных механизмов целевого выделения финансовых средств под приоритетные проекты;

совершенствование законодательства государств-членов, регламентирующего сферу применения механизмов государственно-частного партнерства, с учетом лучших международных практик, наиболее прогрессивных моделей государств-членов, наилучшего опыта третьих стран и интеграционных объединений;

активизацию заимствований на внутренних рынках государств-членов, включая использование возможностей общего рынка капитала Союза;

реализацию мер, обеспечивающих продвижение позиций государств-членов в рейтингах международных организаций, в том числе посредством обмена опытом по значимым в рамках интеграции вопросам, с целью повышения инвестиционной привлекательности экономик государств-членов;

создание условий для долгосрочного банковского кредитования, в том числе путем повышения привлекательности долгосрочных сбережений в национальных валютах государств-членов;

активизацию использования финансовых возможностей региональных институтов развития (Евразийский фонд стабилизации и развития, Евразийский банк развития).

Активизация взаимной торговли и развитие внутреннего рынка Союза, включая:

продолжение работы по выявлению и устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

продолжение работы по согласованию подходов по совершенствованию системы взимания косвенных налогов, направленных в том числе на предотвращение уклонения от их уплаты;

выработку предложений по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза;

подготовку совместного прогноза развития агропромышленного комплекса государств-членов;

подготовку прогнозов спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

завершение работы по определению мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка, а также начало их реализации;

завершение работы по определению целей, принципов и задач формирования общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

определение мероприятий, направленных на формирование общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

разработку индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза на основе принятой методологии.

Развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта, включая:

развитие торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке;

продолжение переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с третьими сторонами, а также совместной работы государств-членов и Евразийской экономической комиссии с торговыми партнерами государств-членов, направленной на изучение целесообразности заключения таких соглашений;

развитие и реализацию механизмов кредитования, страхования и других видов поддержки экспорта продукции, произведенной на кооперационной основе;

создание условий для организации информационного обмена с третьими сторонами, в том числе обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Союза;

развитие транзитных и смешанных перевозок с целью ускорения доставки грузов и улучшения качества транспортных услуг;

создание условий для реализации совместных проектов государств-членов в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процессов строительства Союза и Экономического пояса Шелкового пути с обеспечением приоритетности проектов, максимально доступных для государств-членов;

совершенствование таможенного регулирования, направленное на улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности, оптимизацию порядка совершения таможенных операций, внедрение электронного документооборота, развитие транзитного потенциала государств-членов и Союза в целом;

совершенствование в рамках Союза единых гарантийных механизмов при таможенном транзите;

создание в государствах-членах административных, организационных и правовых условий для дальнейшего развития и сближения национальных механизмов "единого окна" государств-членов;

реализацию мер, направленных на сокращение трудовых, временных и финансовых затрат на осуществление государственных процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, при повышении эффективности форм государственного контроля.

Выполнение указанного комплекса мер будет способствовать возвращению экономик государств-членов на траекторию устойчивого экономического роста за счет активизации и диверсификации их внутренних возможностей и использования потенциала экономической интеграции Союза.

Другие документы по теме
"О вступлении в силу Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими ряда положений Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций - должников, утвержденной Приказом Минюста РФ от 03.07.1998 N 76>
(ред. от 08.02.2013) "О формах заключения диссертационного совета по диссертации и заключения организации, в которой выполнена диссертация или к которой был прикреплен соискатель"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Приложения N 1 к порядку работы Минтруда и органов социальной защиты населения субъектов РФ по организации исполнения актов судебных органов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 24.01.2003 N 6>
Ошибка на сайте