Решение Верховного Суда РФ от 10.07.2012 N АКПИ12-875
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2012 г. N АКПИ12-875
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч., В.А., В.С., В.В., К., Н. о признании частично недействующим пункта 28 перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1690н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1690н (далее - Приказ) утвержден перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи согласно приложению (далее - Перечень). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный номер 23163, и опубликован в "Российской газете" 16 марта 2012 г. без приложения. Пунктом 28 Перечня к видам высокотехнологичной медицинской помощи отнесено лечение больных (старше 18 лет) с выраженными двигательными, чувствительными, координаторными расстройствами при посттравматических (в том числе послеоперационных) поражениях головного и спинного мозга в раннем восстановительном периоде (до 1 года) с использованием роботизированной механотерапии, прикладной кинезотерапии.
Ч., В.А., В.С., В.В., К., Н., являющиеся лицами с ограниченными возможностями вследствие травмы позвоночника, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного предписания Перечня недействующим со дня его принятия в части условия "в раннем восстановительном периоде (до 1 года)". В заявлении указано на противоречие его нормам Конституции Российской Федерации, международного права и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Заявители просили рассмотреть дело в их отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации Е. и Г., представитель Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. требование заявителей не признали, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах имеющейся у него компетенции. При этом не смогли назвать периодическое печатное издание (сетевое издание), в котором официально опубликован Перечень, пояснив, что его текст был размещен на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявителей удовлетворить, суд находит заявление Ч., В.А., В.С., В.В., К. и Н. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны (пункт 9); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 17, 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, предусматривающих, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Согласно части третьей статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. По настоящему делу установлено, что Перечень в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства Российской Федерации не опубликован официально для всеобщего сведения. Размещение его текста на сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации официальным опубликованием не является. Несмотря на это, органы государственной власти в сфере охраны здоровья применяют Перечень в своей деятельности, что не оспаривается представителями заинтересованных лиц и подтверждается материалами дела. При таком положении с учетом разъяснения пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" требование заявителей о признании пункта 28 Перечня частично недействующим подлежит удовлетворению без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания этого пункта, со дня вступления Приказа в силу, то есть с 27 марта 2012 г.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ч., В.А., В.С., В.В., К., Н. удовлетворить.
Признать недействующим с 27 марта 2012 г. пункт 28 перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1690н, в части отнесения к высокотехнологичной медицинской помощи лечения больных (старше 18 лет) с выраженными двигательными, чувствительными, координаторными расстройствами при посттравматических (в том числе послеоперационных) поражениях головного и спинного мозга с использованием роботизированной механотерапии, прикладной кинезотерапии лишь в раннем восстановительном периоде (до 1 года).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ