Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 05.10.2006 N ГКПИ06-967

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2006 г. N ГКПИ06-967

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Клинцовский автокрановый завод" о признании частично недействующим пункта 3 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 765,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 765 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Перечень).

Пунктом 3 Перечня предусмотрено, что страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются на компенсации и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исключая доплаты до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, оплату дополнительного отпуска.

ОАО "Клинцовский автокрановый завод" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 Перечня в части, возлагающей на работодателя обязанность по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации с выплат, связанных с предоставлением работникам дополнительного отпуска в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В заявлении указано, что оспариваемый пункт Перечня в части исключения из компенсаций и льгот, на которые не начисляются страховые взносы, оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого как компенсация в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не соответствует федеральному законодательству об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 3 Перечня незаконно возлагает на организации, находящиеся в зоне радиоактивного загрязнения, обязанность по начислению и уплате страховых взносов на денежные средства, которые работники получают за счет федерального бюджета при оформлении этих дополнительных отпусков. Указанные денежные средства не являются заработной платой (оплатой труда) работников и не могут быть расчетной базой для исчисления страховых взносов, которые работодатель обязан уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В судебном заседании представители ОАО "Клинцовский автокрановый завод" К. и Б. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении в полном объеме. Пояснили, что неправомерное возложение на заявителя обязанности по уплате страховых взносов с выплат, которые установлены не работодателем и выплачиваются не за счет его средств, приводит к значительному возрастанию себестоимости производимой им продукции и делает ее неконкурентоспособной.

Представители Правительства Российской Федерации Решетникова С.С., Новицкая Л.Ф. и Чикмачева Л.Ю. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что предоставляемая гражданам по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" компенсационная выплата в виде дополнительного отпуска согласно Трудовому кодексу Российской Федерации является элементом оплаты труда и должна учитываться работодателем при исчислении размера страховых взносов. Названные страховые взносы не снижают доходов страхователя (работодателя), поскольку включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя. В то же время Чикмачева Л.Ю. и Новицкая Л.Ф. пояснили, что, по их мнению, суммы данных страховых взносов должны компенсироваться работодателю за счет средств федерального бюджета, однако механизм такой компенсации отсутствует.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит, что заявление ОАО "Клинцовский автокрановый завод" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" у страхователя (работодателя) с момента заключения с работником трудового договора возникают отношения по всем видам обязательного социального страхования.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 20 названного Закона расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Пункт 1 статьи 22 этого Закона предусматривает, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

При этом статья 3 данного Закона определяет страховой тариф как ставку страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Статьей 1 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" установлены размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентном выражении к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Анализируя содержание приведенных выше норм федеральных законов, суд приходит к выводу о том, что применительно к трудовым отношениям расчетной базой для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная страхователем (работодателем) застрахованным работникам заработная плата (оплата труда).

Между тем выплаты, связанные с предоставлением работникам дополнительного отпуска в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к заработной плате застрахованных работников отнесены быть не могут.

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу части 1 статьи 56 данного Кодекса обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы лежит на работодателе.

Выплаты, получаемые работниками в связи с предоставлением дополнительного отпуска по Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не могут быть признаны их заработной платой, поскольку вознаграждением за труд не являются, к компенсационным или стимулирующим выплатам не относятся и выплачиваются работникам не за счет средств работодателя.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска являются одной из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Из статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует, что предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 г. N 542 утверждены Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Пунктом 4 данных Правил закреплено, что выплата гражданам денежных средств, относящихся к вышеназванным расходным обязательствам Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства путем перечисления на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, или в организации федеральной почтовой связи.

Таким образом, выступая формой возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, оплата дополнительного отпуска не является заработной платой (доходом) застрахованного работника по трудовому договору, с которой страхователь (работодатель) в силу закона обязан уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного суд не может согласиться с доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемая норма Перечня соответствует пункту 4 статьи 20 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", предоставляющему Правительству Российской Федерации право определять виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ОАО "Клинцовский автокрановый завод" удовлетворить.

Признать недействующим пункт 3 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 765, в части слов ", оплату дополнительного отпуска".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительным Приказа Минюста РФ от 03.07.1998 N 76 "О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций">
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев первого и третьего пункта 1 и пункта 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 50, 70, 71 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 статьи 9 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 22.03.2007>
Ошибка на сайте