Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 25.11.1998 N ГКПИ98-626

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 25 ноября 1998 г. N ГКПИ 98-626

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сашиной Валентины Васильевны о признании незаконными п. п. 2.3, 3.8, 4.3, 4.5 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 8 ноября 1994 года N 1-8-У "О применении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации",

установил:

Сашина В.В. обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными п. п. 2.3, 3.8, 4.3 и 4.5 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 8 ноября 1994 года N 1-8-У "О применении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации".

Как указывает заявительница, с апреля 1995 года она постоянно проживает в Германии.

С учетом своего возраста и наличия у нее тридцатилетнего трудового стажа она является пенсионеркой по старости и ей назначена пенсия в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Поскольку она постоянно проживает в Германии, органы социального обеспечения ежемесячно перечисляют ей пенсию в сумме 306 руб. 48 коп. на ее счет в сберегательном банке г. Москвы.

Отношения по выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 2 июля 1993 года N 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и "Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года N 981.

Вместе с тем 8 ноября 1994 года Минсоцзащиты РФ издало указания N 1-8-У "О применении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", п. п. 2.3, 3.8, 4.3, 4.5 которых являются незаконными, а именно: пункты 2.3, 3.8, 4.3 названных Указаний предусматривают, что пенсии российским гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, должны выплачиваться без учета компенсационных выплат. Введя такие ограничения, Министерство превысило предоставленные ему Законом полномочия и нарушило права граждан России, поскольку российские граждане равны перед законом независимо от их места жительства и имеют право на социальное обеспечение по возрасту на одних и тех же основаниях и, следовательно, пенсии граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы России, должны увеличиваться за счет компенсационных выплат.

Кроме того, п. 4.5 Указаний предусмотрено, что российские граждане, выехавшие на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, должны ежегодно представлять в декабре месяце в пенсионные органы "свидетельства о нахождении в живых", полученные ими в российских зарубежных консульских учреждениях. Совершение названных действий связано для пенсионера с дополнительными расходами по проезду в консульские учреждения, оплате госпошлины. Между тем проживающие в России пенсионеры от всех прямых и косвенных налогов освобождены и на них не возлагается обязанности периодически документально доказывать властям факт нахождения в живых.

Заявительница Сашина В.В. о дне слушания дела извещена, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации Воронин Ю.В. и Савицкая Т.М. с жалобой не согласны и просили суд оставить ее без удовлетворения, т.к. компенсационная выплата пенсионерам установлена в связи с ростом стоимости жизни в стране, представляет самостоятельный вид социального обеспечения и не включается в состав пенсии. Закон РФ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" предусматривает перевод за границу в иностранной валюте гражданину, выехавшему на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, лишь суммы назначенной пенсии.

Что касается требований, изложенных в п. 4.5 Указаний о представлении "свидетельства о нахождении в живых", то российские консульские учреждения имеют право совершать нотариальные действия также вне консульского учреждения и решать вопросы снижения или освобождения от уплаты консульского сбора.

Российские пенсионные органы не вправе проверять факт нахождения своего пенсионера в живых через компетентные органы иностранного государства.

Установленный порядок подтверждения факта нахождения гражданина в живых соответствует практике других европейских стран.

Выслушав объяснения представителей Минтруда России Воронина Ю.В. и Савицкой Т.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" переводу за границу в иностранной валюте гражданину, выехавшему на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, подлежит сумма назначенной пенсии.

Согласно Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" сумму назначенной пенсии образует ее размер, исчисленный из заработка или установленный в твердой сумме, а также предусмотренные настоящим Законом надбавки и повышения.

Как пояснил в судебном заседании представитель Минтруда России, компенсационные выплаты пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни в стране установлены Указом Президента РФ от 30 января 1995 года N 84, с 1 февраля 1995 года в размере 39360 руб. в месяц, затем они были увеличены Федеральным законом от 27 июля 1995 года N 117-ФЗ до 50000 рублей, впоследствии издавались еще указы Президента РФ о компенсационных выплатах.

Из анализа данных нормативных актов следует, что компенсационная выплата устанавливается к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и представляет собой самостоятельный вид социального обеспечения и не включается в состав пенсии.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с настоящим Законом. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон.

Никаких изменений в названный Закон в части, касающейся компенсационной выплаты, не вносилось.

О том, что компенсационная выплата не включалась в состав пенсии и не образовывала ее суммы, подтверждается также фактами принятия Федеральных законов, касающихся повышения пенсий:

от 20.04.95 N 44-ФЗ,

от 28.06.95 N 99-ФЗ,

от 27.07.95 N 117-ФЗ,

от 01.11.95 N 160-ФЗ,

от 27.05.96 N 55-ФЗ,

которые предусматривали, что увеличению подлежал размер пенсии, надбавки и повышения.

При таких обстоятельствах доводы заявительницы о том, что пенсии, подлежащие выплате гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, должны быть увеличены за счет компенсационной выплаты, являются несостоятельными.

Министерство социальной защиты населения Российской Федерации в пределах своих полномочий издало Указания от 8 ноября 1994 года N 1-8-У "О применении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации". В соответствии с п. 4.5 Указаний выплата пенсий на территории Российской Федерации производится при условии представления гражданином, выехавшим за пределы Российской Федерации, в декабре месяце каждого года свидетельства, удостоверяющего факт нахождения в живых, выдаваемого должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Оформление свидетельства производится должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в соответствии со статьей 38 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" и Консульским Уставом СССР, действующим на территории Российской Федерации.

Статья 46 Консульского Устава предусматривает возможность совершения нотариальных действий, к числу которых относится удостоверение факта нахождения гражданина в живых, вне консульского учреждения.

Кроме того, консулу предоставлено право понижать ставки консульского сбора или совсем не взимать сбор с определенных лиц, если указанные ими причины будут уважительными (статья 59).

Международного соглашения о социальном (пенсионном) обеспечении между Российской Федерацией и Германией не имеется, и российские пенсионные органы не вправе проверять факт нахождения своего пенсионера в живых через компетентные органы иностранного государства.

Из представленной заинтересованным лицом справки МИД РФ от 11 ноября 1998 года N 3377 усматривается, что пенсионные органы Российской Федерации, применяя порядок подтверждения факта нахождения гражданина в живых, ориентируются на европейскую практику.

Таким образом, содержащиеся в п. п. 2.3, 3.8, 4.3, 4.5 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 8 ноября 1994 года N 1-8-У "О применении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" не нарушают права и свободы граждан и не ограничивают конституционное право на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Сашиной Валентины Васильевны о признании незаконными п. п. 2.3, 3.8, 4.3 и 4.5 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 8 ноября 1994 года N 1-8-У "О применении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" оставить без удовлетворения. Решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547>
<Об оставлении без удовлетворения заявления об отмене пункта 11 Постановления Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма Минфина РФ от 13.10.1997 N 22-03-03>
<О признании частично недействующим пункта 4 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N 194н>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным абзаца 11 подпункта "в" пункта 14 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц">
Ошибка на сайте