Решение Верховного Суда РФ от 03.02.2009 N ГКПИ08-2176
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2009 г. N ГКПИ08-2176
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Р. и Х. о признании частично недействующим пункта 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (Приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189,
установил:
согласно пункту 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (Приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы дежурный по камере обязан:
- при входе в камеру сотрудников СИЗО докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере;
- следить за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имущества;
- получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее;
- подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки;
- мыть бачок для питьевой воды;
- присутствовать при досмотре личных вещей в камере в отсутствие их владельцев.
Граждане Р. и Х. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующим пункта 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых, в части возложения на обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и являющихся дежурными по камере, обязанности при входе в камеру сотрудников СИЗО докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере. Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта возлагают на них дополнительные обязанности, что противоречит нормам, закрепленным в международных правовых актах, Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Р. и Х. извещены о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Адвокат Шмидт Ю.М., представляющий интересы Х., поддержал в судебном заседании заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта не основаны на законе и не направлены на достижение указанных в законодательстве целей.
Представители заинтересованных лиц Минюста России М.П., С., Генеральной прокуратуры РФ М.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав подозреваемых и обвиняемых.
Выслушав объяснения адвоката Шмидта Ю.М., представителей Минюста России М.П., С., Генеральной прокуратуры РФ М.С., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявлений.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми устанавливаются также правила поведения подозреваемых и обвиняемых.
Во исполнение названного предписания Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрированы 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139 и опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 46, 14 ноября 2005 г.
Доводы заявителей о том, что в нарушение установленных Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" принципов на осужденных возлагаются обязанности администрации и фактически они привлекаются к принудительному труду, являются несостоятельными.
Названный Федеральный закон устанавливает принципы, которые должны соблюдаться в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Это принципы законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений (статья 4).
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется статьей 6 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В соответствии с данной нормой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Режим - это установленный порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статья 36 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусматривает основные обязанности подозреваемых и обвиняемых, среди них названа обязанность подозреваемых и обвиняемых соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка. Соблюдение Правил поведения, которые установлены Правилами внутреннего распорядка, является обязательным для подозреваемых и обвиняемых.
Правилами поведения определено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны дежурить по камере в порядке очередности. Дежурный по камере должен при входе в камеру сотрудников СИЗО доложить о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере. Это требование Правил не может рассматриваться как противоречие статье 36 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Названная норма Федерального закона не содержит исчерпывающего перечня обязанностей подозреваемых и обвиняемых и допускает, что правилами внутреннего распорядка, изданными уполномоченным федеральным органом, могут устанавливаться правила поведения подозреваемых и обвиняемых.
Отнесение к обязанностям дежурного при входе в камеру сотрудников СИЗО докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере, не может рассматриваться как нарушение прав подозреваемых и обвиняемых. Выполнение обязанностей дежурного по камере не ограничивает их прав, предусмотренных законом.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые 20 августа 1955 г. на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, содержат минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми в отношении подследственных, и не содержат запрета законодательным органам устанавливать должные правила общежития для указанной категории лиц. С учетом этого несостоятельными являются доводы заявителя Х. о том, что в нарушение пунктов 27 и 92 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными оспариваемые положения нормативного правового акта вводят необоснованные ограничения.
Вопрос о целесообразности установления данного элемента поведения подозреваемых и обвиняемых отнесен законодателем к компетенции Минюста России.
Вменение в обязанности дежурного по камере обязанности при входе в камеру сотрудников СИЗО докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере, не может расцениваться как выполнение обязанностей администрации мест содержания под стражей и свидетельствовать о привлечении данной категории граждан к принудительному труду.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права подозреваемых и обвиняемых, заявления Р. и Х. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявления Р. и Х. о признании частично недействующим пункта 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (Приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ