Решение Верховного Суда РФ от 07.10.2002 N ГКПИ01-1458
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2002 г. N ГКПИ01-1458
Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда
Российской Федерации Горохова Б.А., при секретаре С.Д.,
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поспелова И.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании 7 октября 2002 г. гражданское дело по заявлению Г. о признании недействительными распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1626-р и письма Сбербанка России от 27 декабря 1995 г. N 16-01/7-1076 "Порядок погашения задолженности перед владельцами специальных (рублевых) счетов, открытых в учреждениях Сбербанка России".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Министерства финансов РФ Л., представителя Сбербанка России К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поспелова И.Р., полгавшего заявление Г.В. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации
установил:
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1626-р и письма Сбербанка России от 27 декабря 1995 г. N 16-01/7-1076 "Порядок погашения задолженности перед владельцами специальных (рублевых) счетов, открытых в учреждениях Сбербанка России", ссылаясь на то, что этими подзаконными нормативными правовыми актами нарушено его право на получение в полном размере его вкладов в инвалютных рублях в отделении Сбербанка в г. Белгороде. В обоснование заявления Г. указал на то, что в 1980-х годах он работал на Кубе и получал заработную плату в инвалютных рублях, половину которой ему выплачивалась чеками ВО "Внешпосылторг", а вторая половина перечислялась на лицевой счет во Внешторгбанке СССР. Впоследствии эти деньги были им получены и помещены в отделение Сбербанка в г. Белгороде, где был открыт специальный (рублевый) счет.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1626-р и принятым на его основании письмом Сбербанка России от 27 декабря 1995 г. N 16-01/7-1076 предусмотрена выплата сумм с указанных специальных счетов исходя из курса доллара США (1,6713 руб. за 1 доллар США) на дату фиксированной задолженности бывшего СССР с применением единого уменьшающего коэффициента 2,8.
Такой порядок выплаты средств с имеющегося у него специального (рублевого) счета заявитель считает нарушающим его имущественные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Заявитель указывает также на то, что обжалуемые им акты не были официально зарегистрированы и опубликованы, что, по его мнению, является основанием для признания этих актов недействительными.
В судебное заседание заявитель не явился, представив письменное заявление с поддержкой заявленных им требований и с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства финансов РФ Сбербанка России заявленные Г. требования не признали и просили заявление оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поспелова И.Р., полгавшего заявление Г. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления Г. не усматривает.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" установлены обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. Государством гарантировало восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года.
В силу ст. 2 этого Федерального закона гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Законом определено, что управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение данной обязанности и в пределах возложенных на него Законом полномочий издало 27 ноября 1995 г. распоряжение N 1626-р о порядке погашения за счет средств Федерального бюджета внутренней задолженности бывшего Союза ССР перед физическими лицами - владельцами специальных (рублевых) средств, хранящихся в учреждениях Сбербанка России.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 680 от 17 сентября 2002 "О порядке погашения внутренней задолженности бывшего СССР перед физическими лицами - владельцами специальных (рублевых) средств, хранящихся в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации" установлено, что погашение указанной задолженности осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Российской Федерации N 1626-р от 27 ноября 1995 г.
Указанные нормативные акты приняты в целях обеспечения конституционного права граждан на частную собственность, гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации, в том числе для защиты сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" восстановление сбережений граждан признано обязательством государства. Порядок исполнения этого обязательства определяется в силу норм этого Закона Правительством Российской Федерации исходя из размера средств, предусматриваемых на эти цели в бюджете Российской Федерации на текущий год.
Реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем. Данная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1997 по делу "О проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и в определении от 21.12.2000 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.А. на нарушение его конституционных прав статьями 5, 9, 10, 12 и 13 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Поскольку погашение задолженности перед владельцами указанных специальных (рублевых) счетов производится за счет средств федерального бюджета, данная правовая позиция должна учитываться и при рассмотрении настоящего дела.
Заявителем не указано, какие конкретно нормы федерального законодательства, а также какие именно его права нарушены рассматриваемыми Распоряжением и Письмом.
Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. N 1626-р "О погашении внутренней задолженности бывшего Союза ССР перед владельцами специальных (рублевых) счетов" предусмотрена возможность проведения погашения внутренней задолженности по одному из двух вариантов в зависимости от желания владельца специального (рублевого) счета.
Первый вариант погашения внутренней задолженности по специальным (рублевым) счетам предполагает выплату причитающихся их владельцам средств по первому требованию.
В этом случае выплата средств со специального (рублевого) счета производится исходя из расчета суммы, подлежащей выплате владельцу специального (рублевого) счета, в рублях, по следующей формуле:
Ск - сумма, подлежащая выплате владельцу специального (рублевого) счета,
С - остаток средств на специальном (рублевом) счете по состоянию на 27.11.95 (дата вступления в силу распоряжения Правительства N 1626-р),
4,67964 - расчетный коэффициент, полученный путем умножения 2,8 (единый уменьшающий коэффициент) на 1,6713 (коммерческий курс Госбанка СССР к доллару США по состоянию на 27 декабря 1991 г. - дату фиксированной задолженности бывшего Союза ССР),
К - курс Центрального банка Российской Федерации, действующий на дату обращения клиента.
Полученная в результате расчета сумма подлежит выплате клиенту в полном размере.
На сумму погашения задолженности, то есть на разницу между полученной суммой, подлежащей выдаче клиенту, и суммой, числящейся на специальном (рублевом) счете по состоянию на 27.11.95 (до осуществления расчетов), составляет ордер формы N 52 на зачисление; при заключении операционного дня на общую сумму ордеров формы N 52 на зачисление составляется сводный ордер формы N 63.
Второй вариант погашения внутренней задолженности предусматривает, что по желанию вкладчиков Сбербанк России может переоформлять счета с отсрочкой платежа до 2010 - 2015 года с начислением процентов, устанавливаемых Сбербанком России, на валютный эквивалент сумм, числящихся на этих счетах на дату вступления в силу настоящего распоряжения, и выплачивать задолженность в рублях по курсу Банка России, котируемому на день получения средств. В этом случае валютный эквивалент рассчитывается в соответствии с пунктом 2 распоряжения, но без применения единого уменьшающего коэффициента 2,8.
Такой порядок исполнения долговых обязательств государства пред владельцами специальных (рублевых) счетов учитывает как интересы вкладчиков, так и интересы всех остальных граждан, обеспечиваемых за счет средств государственного бюджета.
Довод заявителя о том, что распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. N 1626-р "О погашении внутренней задолженности бывшего Союза ССР перед владельцами специальных (рублевых) счетов" не было зарегистрировано и опубликовано, а потому не может применяться, является ошибочным.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.97 N 3-ФКЗ) принимаемые Правительством РФ акты государственной регистрации не подлежат.
Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.
Датой официального опубликования Постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
4 декабря 1995 г. распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. N 1626-р "О погашении внутренней задолженности бывшего Союза ССР перед владельцами специальных (рублевых) счетов" было официально опубликовано в Собрании законодательства РФ, N 49.
То обстоятельство, что распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. N 1626-р, являющееся нормативным правовым актом, не было оформлено как Постановление Правительства РФ, не может рассматриваться как основание для признания этого распоряжения недействительным, поскольку этот акт был принят до введения в действие Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", которым было установлено, что акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме Постановлений Правительства Российской Федерации; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Кроме того, форма принятия данного нормативного правового акта никак не влияет на объем прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих в результате его применения.
Необоснованными являются и доводы заявителя о нарушении порядка принятия письма Сбербанка России N 16-01/7-1076.
Данное письмо является документом Сбербанка России, которое было направлено в отделения Банка, где имелись указанные специальные (рублевые) счета, с целью разъяснения порядка расчета и выплаты задолженности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1009 от 13.08.1997, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
В силу положений указанных Правил отдельные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию (пункты 10, 17).
Письмо Сбербанка России не было направлено на государственную регистрацию потому, что Сбербанк России не является государственным органом исполнительной власти и на него действие Постановления Правительства Российской Федерации N 1009 от 13.08.1997 не распространяется.
Содержание данного письма до всеобщего сведения было доведено, что заявителем не оспаривается. Текст данного письма помещен в базы данных общедоступных правовых информатизационных систем ("Гарант", "Консультант", "Кодекс", НТЦ "Система").
При таких обстоятельствах дела оснований для удовлетворения требований Г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Г. о признании недействительными распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1626-р и письма Сбербанка России от 27 декабря 1995 г. N 16-01/7-1076 "Порядок погашения задолженности перед владельцами специальных (рублевых) счетов, открытых в учреждениях Сбербанка России" оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.