Официальные документы, в которых есть нормы права, называют нормативно-правовыми актами. Они разделяются по сферам регулируемых отношений, по территории действия и по силе.
Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2011 г. N ГКПИ11-544
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Г.
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим пункта 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328,
установил:
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 в целях реализации статьи 125 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Приказ (с прилагаемым к нему Порядком) зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный N 6303, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 14 февраля 2005 г., N 7.
Согласно пункту 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или в органы социальной защиты населения для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4.4 Порядка по тем основаниям, что данная норма противоречит Федеральному закону "О государственной социальной помощи", предусматривающему бесплатный проезд для лица, сопровождающего инвалида. Оспариваемое положение нормативного правового акта, по мнению заявителя, ограничивает права граждан, имеющих право на получение государственной помощи и оплативших проезд сопровождающего лица самостоятельно. Лицо, сопроводившее инвалида к месту лечения и обратно, лишено возможности получить компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно.
В судебное заседание С. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Е., М., Министерства юстиции Российской Федерации - О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что пункт 4.4 Порядка соответствует действующему законодательству о государственной социальной помощи, издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушает прав граждан на получение набора социальных услуг.
Выслушав объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон).
В силу части 5 статьи 6.3 данного Федерального закона установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов, граждан, имеющих I группу инвалидности, а также граждан, признанных в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами II и III групп с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг по I группе инвалидности до очередного переосвидетельствования.
В статье 6.1 Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого, согласно пунктов 1.1, 2 части 1 статьи 6.2 Закона, включаются предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 1 статьи 6.2 Федерального закона при предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила), действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности (пункт 3).
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); водным транспортом третьей категории; автомобильным транспортом общего пользования; авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.
Установленный пунктом 4.4 оспариваемого нормативного правового акта порядок, согласно которому обеспечение бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и специальных талонов или именных направлений на право получения бесплатных проездных документов, не противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства и не нарушает прав инвалидов и сопровождающих их лиц на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Вопрос о компенсации расходов гражданам, имеющим право на получение государственной помощи и оплативших лечение и проезд к месту лечения и обратно самостоятельно, связан с внесением изменений в действующее законодательство и не входит в компетенцию суда.
Кроме того оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует порядок направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации и компенсации связанных с этим расходов.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления С. о признании недействующим пункта 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА