Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 18.01.2006 N ВКПИ05-123

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2006 г. N ВКПИ05-123

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 39005 капитана 1 ранга Ш. о признании п. 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 257 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911" противоречащим ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 4, абзацу 5 ч. 4 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", абзацам 3 и 4 п. 1 "Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911),

установила:

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 3 Приказа Министра обороны РФ от 23 июня 2005 года N 257 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911" противоречащим ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 4, абзацу 5 ч. 4 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", абзацам 3 и 4 "Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительской системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911.

По мнению заявителя, содержащиеся в приказе Министра обороны нормы нарушают его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими законами. Согласно абзацу 5 ч. 4 ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Однако пунктом 3 Приказа Министра обороны N 257 размеры указанной выплаты поручено определять ежегодно начальнику тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителю Министра обороны РФ, что противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 4, абзацу 5 ч. 4 ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих" и абзацам 3, 4 "Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911.

В судебном заседании Ш. и его представитель Шигин Н.С. настаивали на удовлетворении требований заявителя.

Представители Министра обороны РФ возражали против удовлетворения заявления Ш. и утверждали, что Министр обороны, издавая Приказ N 257, положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" и соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу не нарушил.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя, представителей заявителя и Министра обороны РФ, заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Аверичкина М.О., полагавшего необходимым заявителю в требованиях отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Ш. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 5 ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. При этом, как указывается в данном Законе, выплаты осуществляются исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной власти, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

Этими Правилами определен порядок осуществления выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в первом абзаце пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи денежных средств один раз в год для оплаты путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. В них, в частности, определено, что выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели. Далее в Правилах указывается, что размер выплат в 2005 году определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти исходя из стоимости путевки детей застрахованных граждан, предусмотренной Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 год". Поскольку Министерство обороны РФ является таким органом, Министр обороны правомерно издал Приказ от 23 июня 2005 года N 257 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911", в котором пунктом 3 начальнику тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителю Министра обороны РФ предписано определять ежегодно размеры выплат исходя из стоимости путевки, предусмотренной федеральным законом о бюджете социального страхования Российской Федерации на соответствующий год, и количества детей военнослужащих. Данное указание полностью соответствует пункту 3 утвержденных Правительством Правил, по которым размер выплат в 2005 году поручено определять федеральным органам исполнительной власти, к которым относится и Министерство обороны.

В судебном заседании достоверно установлено, что во исполнение названного Приказа Министра обороны Российской Федерации начальником тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны РФ, с учетом выделенных на 2005 год из федерального бюджета денежных средств и данных о количестве детей военнослужащих, определен конкретный размер стоимости путевки, подлежащей выплате военнослужащим, имеющим детей школьного возраста, которые не смогли воспользоваться путевками в организации отдыха и оздоровления по линии фонда социального страхования Российской Федерации.

Не противоречит приказ Министра обороны РФ указанному выше Постановлению Правительства Российской Федерации и в части наделения начальника тыла Вооруженных Сил Российской Федерации полномочиями по определению размера такой выплаты на последующие годы, поскольку абзацем 4 п. 1 установленных Правительством Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи предусмотрено после 2005 года производство названных выплат не в стоимостном выражении, а в размере до 75% стоимости путевки детей в оздоровительные учреждения с привлечением средств фонда социального страхования Российской Федерации. Это неизбежно потребует издания соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в том числе и Министерством обороны РФ, нормативных актов в целях конкретизации определения стоимости путевок в денежном выражении.

Таким образом, п. 3 Приказа Министра обороны РФ N 257, вопреки мнению заявителя, не противоречит ни указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, ни Федеральному закону "О статусе военнослужащих", ни Конституции РФ, в связи с чем его требования по указанным в заявлении основаниям удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют основания и для возмещения стоимости государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

в удовлетворении заявления Ш. о признании пункта 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 257 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911" противоречащим ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 4, абзацу 5 ч. 4 ст. 16 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", абзацам 3, 4 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911, а также в возмещении судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.И.СОЛОВЬЕВ

Секретарь

В.А.НИКИТИН

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Решение Комиссии таможенного союза от 14 октября 2010 года N 413 "Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита"
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании абзаца 2 пункта 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59>
(ред. от 06.10.2015) "О Порядке принятия Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров"
<Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 51 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды">
Ошибка на сайте