Решение Верховного Суда РФ от 04.08.2011 N ГКПИ11-769
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2011 г. N ГКПИ11-769
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Ю. о признании частично недействующими пунктов 7, 10 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1224н, пункта 9 приложения N 1 и пункта 6 приложения N 2 к данному Порядку,
установил:
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1224н, изданным в соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 января 2011 г. N 19640, опубликован в "Российской газете" 11 февраля 2011 г.
М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими следующие положения указанного нормативного правового акта:
пункт 7 Порядка в части, предусматривающей оказание медицинской помощи больным туберкулезом в рамках первичной медико-санитарной помощи врачами-фтизиатрами туберкулезных (фтизиатрических) кабинетов (отделений);
пункт 10 Порядка в части, предписывающей в максимально короткий срок направлять в противотуберкулезное учреждение для проведения дополнительных исследований с целью определения последующей тактики ведения пациентов, у которых при проведении лучевой диагностики органов грудной клетки выявлены очаговые тени, ограниченные затемнения легочной ткани (участки инфильтрации), округлые и полостные образования, диссеминация, расширение тени средостения и корней легких, плевральный выпот, распространенный и ограниченный фиброз и другие изменения (абзац второй);
пункт 9 приложения N 1 к Порядку в части, относящей к функциям противотуберкулезного диспансера (туберкулезной больницы): осуществление профилактических мероприятий в отношении лиц, находящихся в семейном контакте с больными туберкулезом, регулярное диспансерное наблюдение за ними (абзац четвертый); диспансерное наблюдение за лицами, контактирующими с больными (абзац шестой); проведение комплекса диагностических и дифференциально-диагностических мероприятий больным с заболеваниями органов дыхания и средостения до установления окончательного диагноза (абзац восьмой);
пункт 6 приложения N 2 к Порядку в части, определяющей, что диспансерное отделение противотуберкулезного (фтизиатрического) диспансера (туберкулезной больницы) осуществляет наблюдение и проведение профилактических мероприятий среди групп высокого риска по заболеванию туберкулезом, состоящих под диспансерным наблюдением (абзац седьмой).
Заявление мотивировано тем, что профилактика туберкулеза относится к первичной медико-санитарной помощи, которую оказывают муниципальные учреждения здравоохранения по месту жительства и работы граждан, противотуберкулезные диспансеры, являющиеся государственными учреждениями здравоохранения, оказывают специализированную медицинскую помощь и не занимаются профилактикой туберкулеза. Оспариваемые нормативные положения, по мнению заявителя, незаконно возлагают на противотуберкулезные диспансеры и врачей-фтизиатров, каковым он является, обязанности, относящиеся к функциям иных врачей-специалистов, что нарушает его права и противоречит статье 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статье 6.1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", пункту 9 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892.
М.Ю. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, причин неявки суду не сообщил.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в своих возражениях указали на то, что положения статей 37.1, 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предполагают организацию оказания противотуберкулезной помощи и профилактики в рамках первичной медико-социальной помощи в государственных учреждениях здравоохранения, в том числе в медицинских противотуберкулезных организациях, проведение лечебно-профилактических, противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику туберкулеза среди населения, входит в перечень должностных обязанностей и знаний врача-фтизиатра, законность этого перечня подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1327.
Обсудив доводы М.Ю., выслушав возражения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Б., С. и Министерства юстиции Российской Федерации М.В., проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 37.1); первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом (статья 38).
Согласно статье 1 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; профилактика туберкулеза - совокупность мероприятий, направленных на раннее выявление туберкулеза в целях предупреждения его распространения; медицинские противотуберкулезные организации - медицинские организации, оказывающие противотуберкулезную помощь и осуществляющие профилактику туберкулеза.
Пункт 7 Порядка и пункт N 6 приложения N 2 к Порядку не содержат нормативных положений, возлагающих на врача-фтизиатра дополнительные обязанности, и полностью соотносятся с приведенными выше законоположениями, системное толкование которых предполагает организацию оказания противотуберкулезной помощи и профилактики туберкулеза в рамках первичной медико-санитарной помощи в государственных учреждениях здравоохранения, в т.ч. в медицинских противотуберкулезных организациях.
Необоснованны и доводы заявителя о том, что пункт 10 Порядка и пункт 9 приложения N 1 к Порядку в оспариваемой части противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892. Данным Постановлением утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, регламентирующий вопросы, связанные с выявлением признаков возможного заболевания туберкулезом в рамках специально проводимых для этой цели профилактических медицинских осмотров. Оспариваемый заявителем нормативный правовой акт имеет иной предмет правового регулирования, в связи с этим не может противоречить названному Постановлению Правительства Российской Федерации.
Пункт 9 приложения N 1 к Порядку, устанавливающий обязательное осуществление профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения за лицами, контактирующими с больными туберкулезом, соответствует также требованиям пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" о том, что лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза.
Оспариваемые нормативные положения корреспондируются с Санитарно-эпидемиологическими правилами "Профилактика туберкулеза. СП 3.1.1295-03" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 апреля 2003 г.), согласно которым выявление больных туберкулезом осуществляют врачи всех специальностей, средние медицинские работники лечебно-профилактических и оздоровительных организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также врачи и средние медицинские работники, занимающиеся частной медицинской деятельностью (пункт 2.1); при обращении в медицинскую организацию пациентов с симптомами, указывающими на возможное заболевание туберкулезом, им проводят полное клиническое обследование с обязательным проведением рентгенологического и бактериологического (микроскопия мазка мокроты и другого патологического материала) исследований (пункт 2.2); при обнаружении во время обследования пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки диагноза в течение 3 дней его направляют в противотуберкулезный диспансер (отделение, кабинет) по месту жительства (пункт 2.3).
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н, определено, что врач-фтизиатр организует и проводит на врачебном участке лечебно-профилактические, противоэпидемические мероприятия, санитарное просвещение, направленные на профилактику распространения туберкулеза среди населения. Данный нормативный правовой акт являлся по заявлению М.Ю. предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации и вступившим в законную силу решением суда от 21 декабря 2010 г. N ГКПИ-1327 признан не противоречащим федеральному законодательству.
При таком положении доводы заявителя о возложении на врачей-фтизиатров, в том числе на него, обязанностей врачей других специальностей не соответствуют действительности.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым не соответствовали бы оспариваемые положения Порядка, не имеется.
Учитывая, что Порядок в оспариваемой части действующему законодательству не противоречит, права врачей-фтизиатров не нарушает, и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления М.Ю. о признании частично недействующими пунктов 7, 10 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1224н, пункта 9 приложения N 1 и пункта 6 приложения N 2 к данному Порядку отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ