Решение Верховного Суда РФ от 01.10.2001 N ГКПИ2001-1452
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1452
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зимина Н.Ф. о признании частично недействительным абзаца 2 пункта 6 "Порядка проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 222,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 222 утвержден "Порядок проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее Порядок).
Зимин Н.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 6 данного Порядка проведения компенсации вкладов (в той части, в которой он лишает участников Великой Отечественной войны права на получение предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г.) как противоречащего ст. 112 Федерального закона от 14 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год".
По мнению заявителя, в ст. 112 названного Закона не содержится ограничений по выплате предварительной компенсации вкладов участникам Великой Отечественной войны в 2001 г. Между тем Правительство РФ, указав в абзаце 2 пункта 6 Порядка проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов на то, что, за исключением случая, установленного в абзаце 1 пункта 6 данного Порядка, "в остальных случаях вклады граждан, по которым были произведены начисления и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", тем самым лишило участников Великой Отечественной войны права на получение предварительной компенсации вкладов, полагающейся им согласно ст. 112 этого Закона независимо от того, получали ли они ранее такую компенсацию.
Ограничив круг получателей предварительной компенсации (в данном случае за счет исключения участников Великой Отечественной войны, ранее получавших денежную компенсацию по вкладам), Правительство РФ вышло тем самым за пределы предоставленных ему Федеральным законом полномочий.
В судебном заседании Зимин Н.Ф. поддержал свое заявление, указав также, что ранее, в 1999 г., он получал предварительную компенсацию по возрастному признаку, поскольку он родился в 1921 году. В соответствии со ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" он имеет право на получение денежной компенсации как участник Великой Отечественной войны. По его мнению, законодатель специально выделил указанную категорию граждан с целью ее социальной защиты и при этом не указал, что участники Великой Отечественной войны, ранее получавшие в 1999 - 2000 годах компенсацию, не имеют права на получение предварительной компенсации по Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год".
Представитель Правительства Российской Федерации Блажко Д.В. заявление Зимина Н.Ф. не признал и просил оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемое Зиминым Н.Ф. положение Порядка федеральному законодательству не противоречит, при принятии абзаца 2 п. 6 Порядка Правительство РФ действовало в пределах своей компетенции. По смыслу ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", Правительство РФ вправе было установить такую норму исходя из определенной в ст. 112 Закона общей суммы на выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г. - 10 млрд. руб. и цели такой выплаты (обеспечение неотложных социально необходимых нужд граждан).
Кроме того, представитель Правительства РФ пояснил, что право Правительства РФ управлять внутренним долгом Российской Федерации установлено Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", которое и утвердило данный Порядок в соответствии с положениями указанных Законов, в пределах своих полномочий. Выплата предварительной компенсации в 2001 году предусмотрена новым категориям граждан. Вклады граждан, по которым ранее произведены начисления и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации, поскольку предварительная компенсация является разовой. Дополнительная компенсация, в соответствии со ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", предусмотрена только в случае смерти владельца гарантированных сбережений и выплачивается наследникам за вычетом ранее полученной компенсации. Оспариваемое заявителем положение Порядка прав его не нарушает.
Выслушав объяснения Зимина Н.Ф., представителя Правительства РФ Блажко Д.В., заслушав заключение прокурора Генерального прокурора РФ Гончаровой Н.С., полагавшей заявление Зимина Н.Ф. подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Зимина Н.Ф. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 112 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено: направить в 2001 году на финансирование расходов на обеспечение неотложных социально необходимых нужд граждан, которым принадлежат права по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", средства, предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации, в сумме 12,0 млрд. рублей, в том числе:
на выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года - в сумме 10,0 млрд. рублей.
До вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан по гарантированным сбережениям, указанные в настоящей статье средства федерального бюджета направляются Правительством Российской Федерации на выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан Российской Федерации по их вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладам (взносам) в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации обеспечивает выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) в сумме до 1,0 тыс. рублей следующим категориям граждан (в том числе наследникам первой очереди, относящимся к указанным категориям граждан):
гражданам Российской Федерации по 1928 год рождения включительно;
инвалидам I группы;
участникам Великой Отечественной войны;
инвалидам II группы по 1940 год рождения включительно;
родителям детей - инвалидов.
Выплата предварительной компенсации производится вкладчикам организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществ) исходя из размера уплаченных в период до 1 января 1992 года страховых взносов по закончившимся договорам страхования.
В случае смерти владельца гарантированных сбережений наследникам на оплату ритуальных услуг выплачивать компенсацию:
в размере 6 тыс. рублей, если сумма вкладов либо уплаченных взносов умершего владельца больше 400 рублей или равна 400 рублям (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году);
в размере, равном сумме вкладов либо уплаченных взносов умершего владельца, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов (взносов) меньше 400,0 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
В случае, если владелец гарантированных сбережений ранее получал предварительную компенсацию по вкладу в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года или в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года, сумма компенсации, выплачиваемая наследникам умершего владельца гарантированных сбережений на оплату ритуальных услуг в соответствии с настоящей статьей, уменьшается на сумму предварительной компенсации, полученной владельцем гарантированных сбережений ранее.
Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить порядок проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации по их вкладам (взносам) в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Из содержания указанной статьи следует, что законодатель определил в ней не только размер суммы на выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г., но и цель такой выплаты - обеспечение социально необходимых нужд граждан, а также категории граждан, которым Правительством Российской Федерации должна быть обеспечена выплата предварительной компенсации вкладов. В этой статье участники Великой Отечественной войны прямо указаны (отдельно) как одна из категорий граждан, которой Правительство РФ должно обеспечить выплату предварительной компенсации вкладов в 2001 г.
При этом в самом Законе не содержится каких-либо ограничений по выплате предварительной компенсации вкладов участникам Великой Отечественной войны.
Основания и условия получения данной компенсации прямо определены в Законе, и в нем не указано, что условия выплаты предварительной компенсации вкладов участникам Великой Отечественной войны поручено установить Правительству РФ.
Из содержания данного Закона также следует, что Правительство РФ исходя из размера направляемой на выплату предварительной компенсации вкладов суммы - 10,0 млрд. руб. и категорий граждан, имеющих право на получение предварительной компенсации, определяет размер предварительной компенсации вкладов (до 10,0 тыс. рублей), что и позволяет ему исполнить требования ст. 112 Закона.
Однако Закон не устанавливает, что право на получение предварительной денежной компенсации вкладов участниками Великой Отечественной войны зависит от того, производилась ли им ранее предварительная компенсация вкладов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, установив в абзаце 2 п. 6 Порядка правовую норму, согласно которой вклады участников Великой Отечественной войны, по которым ранее были произведены начисления и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", Правительство РФ тем самым вышло за пределы предоставленной ему ст. 112 Закона компетенции и лишило участников Великой Отечественной войны права на получение предварительной компенсации вкладов, предусмотренного данной статьей Закона, ограничив круг получателей предварительной компенсации вкладов лишь теми участниками Великой Отечественной войны, которые ранее не получали предварительную компенсацию вкладов.
То обстоятельство, что выплата участникам Великой Отечественной войны, в том числе и тем, которые ранее получали предварительную компенсацию по вкладам, обеспечивает их неотложные социально необходимые нужды, никем не оспаривалось в судебном заседании.
Ссылка представителя Правительства РФ на положения ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 10 мая 1995 г. "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и ст. ст. 1 и 15, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 222 принято в пределах его полномочий, не свидетельствует, с учетом указанных выше судом обстоятельств, о том, что и оспариваемое Зиминым Н.Ф. положение Постановления Правительства РФ принято в пределах его полномочий.
При этом суд исходит из того, что оспариваемое заявителем положение Постановления Правительства РФ принято не только во исполнение этих Законов, но также и ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", на что прямо указано в Преамбуле Постановления Правительства РФ N 222 от 19 марта 2001 г.
Управляя внутренним долгом Российской Федерации, Правительство РФ не может устанавливать в своих постановлениях по данному вопросу правовые нормы, противоречащие федеральным законам.
С утверждением представителя Правительства РФ о том, что предварительная компенсация вкладов является "разовой", то есть не может быть повторной, суд не может согласиться, поскольку это не вытекает из содержания Федеральных законов "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и "О федеральном бюджете на 2001 год".
Как считает суд, понятие "предварительная компенсация вкладов" не равнозначно понятию "разовая компенсация вкладов" и не свидетельствует об ограничении права участников Великой Отечественной войны на получение такой компенсации один раз, а только подчеркивает то обстоятельство, что она лишь частично компенсирует потери вкладчиков по гарантированным сбережениям граждан. Кроме того, такого понятия, как "разовая компенсация вкладов", ни в Законе, ни в Постановлении Правительства РФ не содержится.
Более того, в ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" содержится положение, предусматривающее дополнительную компенсацию вкладов, в частности, в случае смерти владельца гарантированных сбережений, что свидетельствует о том, что предварительная компенсация вкладов не является "разовой".
Суд исходит также из того, что в п. 2 Порядка также прямо указано, что участникам Великой Отечественной войны выплачивается предварительная компенсация по вкладам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем абзац 2 п. 6 Порядка противоречит ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" в той части, в какой он ограничивает право участников Великой Отечественной войны, которым ранее были произведены начисления и выплаты предварительной компенсации вкладов, на получение предварительной компенсации вкладов в соответствии с указанным Законом, чем нарушаются права Зимина Н.Ф.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Зимина Николая Федоровича удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания абзац 2 пункта 6 "Порядка проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 222 в части, лишающей участников Великой Отечественной войны, которым ранее были произведены начисления и выплаты предварительной компенсации, права на получение предварительной компенсации вкладов в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.