Решение Верховного Суда РФ от 12.01.2007 N ВКПИ06-72
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 12 января 2007 г. N ВКПИ06-72
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре капитане юстиции Никитине В.В., с участием представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р. и Комаровой Н.В., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании пункта "г" и последнего абзаца статьи 1 Приказа ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 "Об утверждении порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)" недействующими с момента издания,
установила:
согласно Приказу ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 "Об утверждении порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы этим военнослужащим выплачивается в размере 50 процентов, а премия за образцовое выполнение воинского долга может выплачиваться по решению руководителя (начальника).
Г. полагает, что данные положения Приказа противоречат требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно п. 4 ст. 13 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается в зависимости от состава военнослужащих, определенного ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и местности прохождения военной службы в размере до 120 процентов оклада по воинской должности.
Он утверждает, что установленное п. "г" ст. 1 Приказа ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 ограничение размера указанной надбавки военнослужащим одного состава и проходящим службу в одной и той же местности до 50 процентов лишь по признаку принадлежности этих военнослужащих к категории зачисленных в распоряжение руководителя (начальника) является незаконным.
Оспаривая по существу законность последнего абзаца пункта 1 названного Приказа, заявитель указывает, что сформулированная в нем позиция позволяет неоднозначно трактовать его содержание должностными лицами, поскольку не обязывает издавать Приказ о выплате (невыплате) военнослужащим, находящимся в распоряжении, премии за образцовое выполнение воинского долга.
Заявитель Г. в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представители заинтересованного лица Чарыев М.Р. и Комарова Н.В. возражали против удовлетворения заявления Г., указав, что пунктом "г" и последним абзацем статьи 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника), утвержденного Приказом ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367, положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушены.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавших необходимым в удовлетворении заявления Г. отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит следующее.
По смыслу ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" материальное и иные виды обеспечения военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.
В соответствии с типовой формой контракта, установленной Приложением N 1 к "Положению о порядке прохождения военной службы", определено, что каждый военнослужащий обязуется в период ее прохождения добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное содержание военнослужащих, согласно статье 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", включает оклад по воинской должности, воинскому званию и подлежит выплате военнослужащему с момента заключения контракта, независимо от исполнения обязанностей по конкретной должности.
Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в качестве дополнительного денежного вознаграждения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предусмотрена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 120 процентов в зависимости от состава и местности прохождения военной службы.
Порядок и размеры применения указанной надбавки для военнослужащих устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, к которому относится и Федеральная служба безопасности РФ.
В развитие этого Приказом ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 утвержден "Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)".
Под порядком выплаты денежного довольствия в контексте данного Приказа понимаются правила, согласно пункту "г" статьи 1 которых военнослужащим ФСБ РФ, зачисленным в распоряжение, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы установлена в размере 50 процентов оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
При этом, согласно пункту 11 статьи 2 указания ФСБ РФ от 18 декабря 2004 года N 40 "с" "О порядке обеспечения военнослужащих органов федеральной безопасности и пограничных войск отдельными месячными и иными выплатами денежного довольствия" надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим за исполнение обязанностей по воинской должности, связанных с решением сложных задач, напряженным характером работы, а также выполняющим задачи в специальном режиме военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение прямого указания данного Закона порядок выплаты премии предусмотрен Приложением N 2 к Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", в соответствии с которым производство данной выплаты поставлено в зависимость от исполнения военнослужащим служебных обязанностей по конкретной воинской должности. Военнослужащим, находящимся в распоряжении, выплата премии не предусмотрена (данная позиция отражена во вступивших в законную силу решениях Военной коллегии Верховного Суда РФ).
Вместе с тем установление оспариваемым Приказом ВрИО Директора ФСБ РФ возможности выплаты премии военнослужащим, находящимся в распоряжении, не противоречит вышеуказанному Постановлению Правительства РФ и сложившейся судебной практике.
Пункт 4 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих, к которым отнесены и находящиеся в распоряжении военнослужащие. Порядок такого обеспечения может устанавливаться иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе приказом Директора ФСБ РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления Г. о признании пункта "г" и последнего абзаца статьи 1 Приказа ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 "Об утверждении порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)" недействующими с момента их издания, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО