Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 06.11.2012 N АКПИ12-1304

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 ноября 2012 г. N АКПИ12-1304

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующими подпунктов 1, 2, абзаца третьего подпункта 3 пункта 51, пункта 152 Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2008 г. N 20,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2008 г. N 20 утвержден Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений (далее - Административный регламент). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 февраля 2008 г., N 11161, и опубликован в "Российской газете" 25 апреля 2008 г.

Пунктом 51 Административного регламента установлено, что во внесении в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката отказывается, если: уведомление совета адвокатской палаты представлено с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 1, 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон), и (или) его содержание не соответствует приложению N 9 (подпункт 1); к уведомлению совета адвокатской палаты не приложена копия документа, подтверждающего наличие одного из оснований для приостановления статуса адвоката, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Закона (подпункт 2); из копии документа, служащего основанием для приостановления статуса адвоката, не усматривается наличие одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 16 Закона, в частности из копии документа, представленного адвокатом в совет адвокатской палаты (справка о болезни адвоката либо членов его семьи и т.д.), не усматривается неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности (абзац третий подпункта 3).

Согласно пункту 152 Административного регламента во внесении в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката может быть отказано по основаниям, установленным пунктом 51 Административного регламента.

Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 152, подпункта 1 пункта 51 в части установления требований к форме и содержанию уведомления, направляемого адвокатской палатой в адрес территориального органа юстиции для внесения сведений в региональный реестр о приостановлении статуса адвоката, подпункт 2 пункта 51 в части установления обязанности прилагать к уведомлению адвокатской палаты копии документов, подтверждающих наличие одного из оснований для приостановления статуса адвоката, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Закона, абзаца третьего подпункта 3 пункта 51 Административного регламента в части установления права органов юстиции самостоятельно определять способность либо неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности и самостоятельно устанавливать ограничения приостановления статуса адвоката в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые положения противоречат пункту 1 статьи 2, подпункту 2 пункта 1, пункту 3, пункту 3.1, пункту 6 статьи 16 Закона и нарушают права и свободы заявителя, препятствуют реализации прав, предоставленных Законом.

В судебное заседание Г. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Ж., Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не противоречат действующему федеральному законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Выслушав объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Закона порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом юстиции.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере адвокатуры, который наделен полномочиями по определению порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации (пункт 1, подпункт 29 пункта 7).

На основании пункта 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2008 г. N 20 утвержден Административный регламент.

Таким образом, Административный регламент принят Министерством юстиции Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции.

Порядок устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Согласно его пункту 26 в подразделе, касающемся перечня оснований для приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) либо для отказа в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги), приводится перечень оснований для приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) либо для отказа в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе для отказа в приеме и рассмотрении документов. Следовательно, перечень оснований для отказа во внесении в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Пунктом 29 названного Порядка предусмотрено, что в раздел, касающийся требований к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), включается информация о перечне необходимых для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) документов, требуемых от заявителей, способах их получения заявителями, в том числе в электронной форме, и порядке их представления (предусмотренные законодательством Российской Федерации бланки, формы обращений, заявлений и иных документов, подаваемых заявителем в связи с исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги), приводятся в качестве приложений к административному регламенту, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации прямо предусмотрена свободная форма подачи этих документов).

Аналогичные положения содержатся в Правилах разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (пункт 14).

Закон не предусматривает свободной формы подачи документов советом адвокатской палаты в территориальный орган юстиции о приостановлении статуса адвоката. Поскольку порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом исполнительной власти, то Минюст России вправе был установить требования к форме, реквизитам уведомления, представляемого советом адвокатской палаты, а также к перечню документов, прилагаемых к нему. В региональном реестре адвокатов содержится информация о присвоении лицу статуса адвоката, о приостановлении, прекращении статуса адвоката, изменении адвокатом членства в адвокатской палате, изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката, которая предоставляется территориальными органами юстиции гражданам и организациям и должна быть полной и достоверной.

Статьей 16 Закона установлены порядок и основания приостановления статуса адвоката. Основаниями для приостановления статуса адвоката являются: 1) избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе; 2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; 3) призыв адвоката на военную службу; 4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке (пункт 1). Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате (пункт 4). Совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен или возобновлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 этой же статьи, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность (пункт 6).

Предоставление уведомления советом адвокатской палаты с нарушением порядка, предусмотренного названными положениями Закона, непредставление копий документов, подтверждающих наличие одного из оснований для приостановления статуса адвоката, установленных Законом, отсутствие в представленных документах сведений, подтверждающих наличие оснований для приостановления статуса адвоката, в силу подпунктов 1, 2, абзаца третьего подпункта 3 пункта 51 Административного регламента является основанием для отказа во внесении в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката, что соответствует требованиям Закона.

Следовательно, установленные оспариваемыми положениями основания для отказа в исполнении государственной функции являются обязательными как для совета адвокатской палаты, так и для территориального органа юстиции, который ведет региональный реестр, и сами по себе какие-либо права и свободы заявителя не нарушают.

Лица, полагающие, что их права нарушены неправильным применением подпунктов 1, 2, абзаца третьего подпункта 3 пункта 51 Административного регламента, не лишены возможности оспорить неправомерные действия (бездействие) должностных лиц Росрегистрации, ее территориальных органов как в административном, так и в судебном порядке.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Г. о признании недействующими подпунктов 1, 2, абзаца 3 подпункта 3 пункта 51, пункта 152 Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2008 г. N 20, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после его вынесения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями">
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными абзацев 3 и 4 пункта 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", утв. Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006 N 215>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>
"О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)"
Ошибка на сайте