Решение Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N ВКГПИ13-29
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. N ВКГПИ13-29
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Королева Л.А.,
при секретаре Б.
с участием старшего военного прокурора 3 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Л.К., представителей Правительства Российской Федерации - начальника 3 отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации С. и заместителя начальника отдела Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании противоречащим закону и недействующим со дня его принятия абзаца второго пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" (далее - Постановление) в той части, которая запрещает применять другие районные коэффициенты, помимо установленных этим постановлением, на территории Республики Казахстан, на полигоне Сары-Шаган,
установил:
Постановлением установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Согласно абзацу второму пункта 1 Постановления другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных Постановлением, не применяются.
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором указал, что он проходил службу на полигоне Сары-Шаган на территории Республики Казахстан. До 1 января 2012 года денежное довольствие ему выплачивалось с учетом районного коэффициента 1.15, установленного постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 года N 445 для Республики Казахстан (ранее Казахской ССР) на полигоне Сары-Шаган, как местности с тяжелыми климатическими условиями. С 1 января 2012 года в связи с принятием оспариваемого Постановления районный коэффициент к его денежному довольствию не применяется.
К. полагает, что Постановление в указанной части противоречит пункту 24 статьи 2 и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ограничивает его права и права других военнослужащих на выплату районного коэффициента в размере 1,15.
Заявитель К., своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Правительства Российской Федерации С. и Л.И. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и прав заявителя и других граждан не нарушает.
Выслушав выступления представителей Правительства Российской Федерации С. и Л.И., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора полковника юстиции Л.К., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление К. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет в том числе возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает постановления, которые обязательны для исполнения в Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в том числе и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Частями 24 и 25 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. Их размеры и порядок применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рамках указанных конституционных норм в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" 30 декабря 2011 года издало оспариваемое Постановление.
Постановление официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в Собрании законодательства Российской Федерации, 2012 г., N 3, ст. 436, и "Российской газете", 2012 г., 18 января, N 8.
Таким образом, оспариваемое К. Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.
Вопреки доводам заявителя К., оснований утверждать, что Постановление в оспариваемой части противоречит пункту 24 статьи 2 и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ограничивает его право и права других военнослужащих, не имеется.
Из анализа норм пункта 24 статьи 2 и пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" усматривается, что данные положения устанавливают соответственно выплату денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, с учетом коэффициентов и процентных надбавок и определяют действие законодательных и иных нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат в связи с вступлением в силу названного Федерального закона.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, с 1 января 2012 года установлены повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию, в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач.
Во исполнение статьи 2 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2011 года N 1071 "О выплате денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах" установило повышающий коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских формированиях, дислоцированных в Республике Казахстан, в размере 1,3.
В связи с этим с 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских формированиях, дислоцированных в Республике Казахстан, выплачивается с применением названного коэффициента.
Также с 1 января 2012 года всем военнослужащим были значительно увеличены размеры должностных окладов и окладов по воинскому званию. В результате размер денежного довольствия заявителя и других военнослужащих после 1 января 2012 года даже с учетом отмены ранее применяемого районного коэффициента 1,15 увеличился.
В то же время Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из статей 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" были исключены положения, регламентирующие вопросы денежного довольствия военнослужащих, в том числе основания и условия установления районных коэффициентов к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также выплаты повышенных окладов по воинской должности проходящим военную службу по контракту на территориях Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан.
Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием и им производятся отдельные выплаты в порядке и в размерах, которые установлены Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Изложенное указывает на то, что положениями названных выше действующих нормативных правовых актов с 1 января 2012 года было приостановлено действие законодательных и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации и Союза ССР, регулировавших соответствующие правоотношения, и установлен новый порядок денежного довольствия военнослужащих, обеспечивающий значительное увеличение его размера, с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 5 июня 2003 года N 371-О, 276-О, от 22 января 2004 года N 2-О, 3-О, 40-О и от 15 июля 2004 года N 298-О, законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения лиц, приводящие в итоге к повышению размера денежного довольствия этих лиц, ограничивать или умалять их конституционные права не могут.
Ввиду этого невыплата после 1 января 2012 года К. и другим военнослужащим, проходящим военную службу на полигоне Сары-Шаган на территории Республики Казахстан, районного коэффициента 1,15 при одновременном увеличении денежного довольствия их право на справедливое вознаграждение за службу не нарушает.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, официально опубликовано для всеобщего сведения, его положения в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя и других военнослужащих, проходящих военную службу на полигоне Сары-Шаган на территории Республики Казахстан, то заявление К. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К. о признании абзаца второго пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" в той части, которая запрещает применять другие районные коэффициенты, помимо установленных этим постановлением, на территории Республики Казахстан, на полигоне Сары-Шаган, противоречащим закону и недействующим со дня его принятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.А.КОРОЛЕВ