Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 26.02.2007 N ГКПИ06-1374

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1374

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующими пунктов 31, 32, 33 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95,

установил:

в соответствии с пунктом 31 Правил признания лица инвалидом в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом (пункт 32 Правил).

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина (пункт 33 Правил).

Гражданин С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 31, 32, 33 вышеназванных Правил.

Как указывает заявитель, пункты 31, 32, 33 Правил противоречат Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закону Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и препятствуют праву гражданина на медицинскую экспертизу.

С. извещен о времени и месте судебного заседания. В суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 23.11.2006 N ДМ-П12-5580).

Представитель Правительства РФ Шаронова В.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан в области охраны здоровья.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Шароновой В.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 9, 27.02.2006, "Российской газете" N 40, 28.02.2006.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1).

Раздел IV Правил определяет порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

Так, в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

Согласно пункту 32 Правил после получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина (пункт 33 Правил).

Пункты 31, 32, 33 Правил содержат нормы о праве федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы составлять программы дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

Медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица (статья 7 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагает установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов (статья 8).

Представитель Правительства РФ Шаронова В.Н. пояснила суду, что в отдельных случаях для принятия экспертных решений бывает недостаточно представленных данных и необходимо дополнительное обследование в медицинской, реабилитационной организации, которые вправе устанавливать клинико-функциональный диагноз. Возможно, для принятия решения требуется проведение обследования условий и характера труда, которое проводится экспертизой условий труда. В отдельных случаях требуется психологическое тестирование, которое проводится Федеральном бюро медико-социальной экспертизы или главными бюро медико-социальной экспертизы.

Пункты 31, 32, 33 Правил не предусматривают направление на обследование лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, в медицинские или реабилитационные организации, сбор данных об условиях и характере труда, социально-бытовом положении и других данных без согласия освидетельствуемого лица.

Если гражданин отказывается от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов, то решение принимается соответствующим бюро на основании имеющихся данных.

Правила признания лица инвалидом соответствуют требованиям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Основы, устанавливая правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан, в статье 20 предусматривают право граждан на медицинскую экспертизу.

Медико-социальная экспертиза производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 50 Основ).

Оспариваемые пункты Правил не предусматривают разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, поэтому доводы заявителя в этой части являются необоснованными.

Несостоятельны ссылки С. о нарушении оспариваемыми пунктами Правил прав граждан, предусмотренных статьями 23, 24, 25 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", поскольку, как указывалось выше, направление на дополнительное обследование осуществляется добровольно с согласия освидетельствуемого лица.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление С. о признании недействующими пунктов 31, 32, 33 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктов 1 и 14 Приложения N 1 и пункта 2 Приложения N 2 к данному Постановлению>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "к" пункта 9 и пункта 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549>
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. N 76"
<Об оставлении без удовлетворения заявления Общества с ограниченной ответственностью "Лоуква" о признании частично недействующим подпункта 2 пункта 6.5 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утв. Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54>
Ошибка на сайте