Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2013 N АКПИ13-426
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. N АКПИ13-426
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Ревякинский металлопрокатный завод" о признании недействующим подпункта "в" пункта 9 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н,
установил:
подпункт "в" пункта 9 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н (далее - Правила), устанавливает, что территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в случае, если предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
ОАО "Ревякинский металлопрокатный завод" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, как допускающего отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), в случае обращения за предоставлением данного финансового обеспечения в срок до 1 августа текущего календарного года, установленный пунктом 4 Правил. Заявитель считает, что распределение средств до истечения срока подачи заявлений противоречит закрепленному в статье 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" принципу паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования и нарушает права страхователя и застрахованных лиц.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемая норма принята во исполнение положения пункта 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", устанавливающего, что Фонд вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к данному Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний". Предоставление финансового обеспечения предупредительных мер носит заявительный характер, средства Фонда выделяются страхователям по мере их обращения, рассмотрение которого осуществляется в установленный Правилами срок. В целях удовлетворения заявлений страхователей, своевременно обратившихся в территориальный орган Фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, в течение текущего финансового года Фондом может проводиться перераспределение ассигнований, утвержденных бюджетом Фонда территориальным органам Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер. Оспариваемый в части Приказ действующему федеральному законодательству не противоречит, прав заявителя и застрахованных лиц не нарушает.
Выслушав объяснения представителя ОАО "Ревякинский металлопрокатный завод" В., представителей Минтруда России Р., М., К.Д., представителя Минюста России Б., оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Минтрудом России в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпунктом 5.2.35 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26440, опубликован в "Российской газете" 25 января 2013 г.
Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" относит к основным принципам осуществления обязательного социального страхования устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, государственное регулирование системы обязательного социального страхования, а также паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования (статья 4). Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью (пункт 3 статьи 13); управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а само страхование и оперативное управление его средствами - страховщиками, создаваемыми Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункты 1, 2 статьи 13).
Фонд создан при Правительстве Российской Федерации как специализированное финансово-кредитное учреждение для управления средствами государственного социального страхования, являющимися федеральной собственностью. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда (пункт 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101).
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 18 и пункту 2 статьи 20 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд обязан осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 году Фонд вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к данному Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм следует, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах объемов денежных средств, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год.
Финансовые ресурсы Фонда формируются из уплачиваемых страхователями страховых взносов в соответствии, в частности, с принципом устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, которая достигается за счет эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
Подпункт "в" пункта 9 Правил, закрепляя в качестве условия для принятия решения об отказе в финансовом обеспечении случай, когда предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены, основывается на приведенном принципе и положениях пункта 5 части 1 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" и не может рассматриваться как нарушающий права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма допускает отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер и при обращении страхователей за предоставлением данного финансового обеспечения в срок до 1 августа текущего календарного года, установленный пунктом 4 Правил, не могут являться основанием для удовлетворения требований.
Закрепляя основание для отказа в финансовом обеспечении, оспариваемая норма непосредственно не регулирует вопросы, связанные с распределением денежных средств на указанные цели.
Решение вопроса об обращении за предоставлением финансового обеспечения связано с мероприятиями по улучшению и оздоровлению условий труда в организации страхователя, что обусловливает заявительный характер указанной процедуры и выделение средств по результатам рассмотрения соответствующего заявления страхователя.
Порядок и срок рассмотрения данного заявления и принятия решения о финансовом обеспечении регламентированы пунктами 4 - 7 Правил и не оспариваются заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью страховщика и осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, а в части использования ассигнований из федерального бюджета - также федеральным органом исполнительной власти в области финансов.
При таком положении распределение средств на финансовое обеспечение не является произвольным и, следовательно, оспариваемая норма не может нарушать права ОАО "Ревякинский металлопрокатный завод" в указанном им аспекте.
Необоснованно и утверждение заявителя о том, что оспариваемая норма создает угрозу нарушения прав застрахованных лиц, поскольку допускает неполучение страхователем финансового обеспечения предупредительных мер.
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда и не ставит реализацию указанной обязанности в зависимость от каких-либо факторов.
При этом Фонд лишь компенсирует работодателю часть указанных затрат в порядке, предусмотренном Правилами. Следовательно, отказ в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер не может повлечь нарушение прав работников при надлежащем исполнении работодателем обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Кроме того, Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" допускает перераспределение при необходимости бюджетных ассигнований в пределах соответствующей группы видов расходов целевой статьи классификации расходов бюджетов (часть 7 статьи 7), создавая тем самым условия для удовлетворения заявлений всех обратившихся за финансовым обеспечением предупредительных мер страхователей.
Доводы заявителя о том, что подпункт "в" пункта 9 Правил нарушает закрепленный статьей 4 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" принцип паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Оспариваемая норма не регулирует вопросы, связанные с управлением системой обязательного социального страхования.
Реализация данного принципа обеспечивается в том числе предписаниями пунктов 3, 22, 23 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, согласно которым при Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами, в состав которых наряду с другими лицами входят представители от общероссийских объединений работодателей. Правление Фонда, региональные и отраслевые координационные советы Фонда рассматривают проект бюджета и его исполнение, а также проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда соответственно.
С учетом изложенного подпункт "в" пункта 9 Правил действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления ОАО "Ревякинский металлопрокатный завод" о признании недействующим подпункта "в" пункта 9 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА