Решение Верховного Суда РФ от 19.12.2024 N АКПИ24-804
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. N АКПИ24-804
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре В.Н.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании недействующими пунктов 4, 5(1) Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 330,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации 27 декабря 2019 г. N 330 (далее также - Приказ) утвержден Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 16 января 2020 г., регистрационный номер 57177, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 января 2020 г.
Согласно пункту 4 Порядка в расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, включаются: денежные средства на счете, не являющиеся доходами, в отношении которых статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Закон об исполнительном производстве) установлены ограничения размеров удержания и на которые в соответствии со статьей 101 названного закона не может быть обращено взыскание (далее - прочие платежи) (подпункт "а"); денежные средства на счете, относящиеся к доходам, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания (далее - периодические платежи). В случае наличия в исполнительном документе требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца в расчет суммы денежных средств на счете должника-гражданина, на которую может быть обращено взыскание и наложен арест, также включаются денежные суммы, выплачиваемые гражданину в возмещение вреда, причиненного здоровью, и компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (подпункт "б").
Пунктом 5(1) Порядка предусмотрено, что при наличии в постановлении судебного пристава-исполнителя требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно, исходя из указанного в соответствии с заявлением должника-гражданина в постановлении судебного пристава-исполнителя вида прожиточного минимума (трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, социально-демографической группы населения, к которой относится должник-гражданин, по субъекту Российской Федерации, являющемуся местом жительства должника-гражданина, если величина прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), или о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в соответствии с решением суда в случае, предусмотренном частью 5.2 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, в расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, на счете, на котором упомянутым постановлением необходимо сохранять заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума или в размере, превышающем прожиточный минимум, не включаются: доходы, на которые в силу части 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание (подпункт "а"); наибольшая из следующих сумм: сумма последнего периодического платежа в размере не менее пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; сумма последнего периодического платежа до достижения прожиточного минимума или до достижения размера, превышающего прожиточный минимум, установленного в соответствии с решением суда о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина (с учетом ранее сохранявшейся в текущем месяце за счет сумм предыдущих периодических платежей части суммы прожиточного минимума) (подпункт "б").
Установленный данным пунктом расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, также применяется в случае исполнения исполнительных документов, направленных в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем в соответствии со статьей 8 Закона об исполнительном производстве, при обращении должника-гражданина в банк или иную кредитную организацию с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума в соответствии с частью 6 статьи 8 поименованного закона или при наличии судебного решения о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум, в случае, предусмотренном частью 8 статьи 8 названного закона. Данный пункт не применяется при расчете суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях расчет осуществляется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Пункт 5(1) Порядка действует в редакции приказа Минюста России от 24 июня 2022 г. N 101, зарегистрированного в Минюсте России 28 июня 2022 г., регистрационный номер 69041, и размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в тот же день.
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4, 5(1) Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 4, части 6 статьи 8, части 5.3 статьи 70, части 1.1 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, нарушают его право на сохранение прожиточного минимума.
По мнению административного истца, оспариваемые положения Порядка вводят не предусмотренные законом понятия "периодические платежи" и "прочие платежи", меняя понятие "доход" и позволяя взыскивать денежные средства, относящиеся к доходам (иным доходам), и при установлении судом или судебным приставом-исполнителем обязанности о сохранении прожиточного минимума на счете должника вне зависимости от размера полученной должником денежной суммы, относящейся к иным доходам.
В обоснование заявленных требований Л. указывает, что публичным акционерным обществом "Сбербанк России" неоднократно списаны денежные средства, полученные им в порядке оплаты услуги, на основании оспариваемых положений нормативного правового акта, при этом судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о сохранении прожиточного минимума.
В письменных возражениях Министерство юстиции Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации (далее также - Банк России) указали, что Приказ издан в пределах предоставленных Министерству юстиции Российской Федерации полномочий, с соблюдением порядка его принятия, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права, свободы и охраняемые законом интересы административного истца.
Административный истец Л., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Минюста России В.А., представители Банка России Р.Е.Г. и Р.Е.В. в судебном заседании административный иск не признали.
Обсудив доводы административного истца Л., выслушав возражения представителей Министерства юстиции Российской Федерации В.А., Центрального банка Российской Федерации Р.Е.Г. и Р.Е.В., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Регулируя отношения, связанные с обращением взыскания и наложением ареста на денежные средства, Закон об исполнительном производстве в части 4.1 статьи 70, части 3.1 статьи 81 закрепляет, что порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 названного закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, действовавшему на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере обеспечения исполнения судебных актов, актов других органов, деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (подпункт 1 пункта 1). Минюст России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности (подпункт 3 пункта 7).
Аналогичные полномочия в настоящее время содержатся в подпункте 8 пункта 2, подпункте 6 пункта 20 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10.
На основании предоставленных полномочий Минюстом России издан Приказ об утверждении Порядка, разработанного в целях регламентации процедуры расчета банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов граждан, суммы денежных средств на счете должника-гражданина, на которую может быть обращено взыскание и наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона об исполнительном производстве.
Оспариваемый нормативный правовой акт (в первоначальной редакции и в редакции приказа Минюста России от 24 июня 2022 г. N 101) был в установленном порядке согласован с Банком России, что подтверждается объяснениями Минюста России, Банка России и представленными материалами о государственной регистрации оспариваемого нормативного правового акта.
Следовательно, Порядок принят компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка издания нормативного правового акта, требований, установленных для его государственной регистрации и опубликования.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений пункту 1 статьи 4, части 6 статьи 8, части 5.3 статьи 70, части 1.1 статьи 99 Закона об исполнительном производстве являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Нормы пункта 1 статьи 4, части 6 статьи 8 Закона об исполнительном производстве, на которые ссылается административный истец, закрепляют принцип законности исполнительного производства и право должника-гражданина обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Приведенные законоположения не регулируют вопросы расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест.
К имуществу, которое принадлежит гражданину-должнику на праве собственности и на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные его доходы в размере величины прожиточного минимума (абзац восьмой части первой).
Порядок исполнения банками и иными кредитными организациями требований исполнительных документов или постановлений судебных приставов-исполнителей об обращении взыскания или наложении ареста на денежные средства на счетах определяется статьями 70 и 81 Закона об исполнительном производстве. Одновременно указанными статьями предусматривается необходимость соблюдения при исполнении соответствующих документов требований статей 99 и 101 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 4.1 статьи 70 Закона об исполнительном производстве, если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 названного федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 поименованного закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 данного закона.
Частью 5.3 статьи 70 приведенного закона установлен запрет банкам и иным кредитным организациям обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума или в заявлении должника-гражданина, предусмотренном частью 6 статьи 8 данного закона.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления установлены статьей 99 Закона об исполнительном производстве, в которой также закреплены ограничения размеров удержания.
Пункт 4 Порядка определяет виды доходов и денежных средств, не являющихся доходами, подлежащие включению в расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, а в пункте 5(1) Порядка указано, какие выплаты не подлежат включению в расчет такой суммы при наличии заявления должника-гражданина о сохранении прожиточного минимума.
По смыслу Порядка периодическими платежами являются денежные средства на счете, относящиеся к доходам, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания, а к прочим платежам относятся денежные средства на счете, не являющиеся доходами, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания и на которые в соответствии со статьей 101 указанного закона не может быть обращено взыскание.
Оспариваемые положения нормативного правового акта регламентируют процедуру расчета банком, осуществляющим обслуживание счетов граждан, суммы денежных средств на счете должника-гражданина, на которую может быть обращено взыскание и наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона об исполнительном производстве.
В свою очередь, частью 5.1 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 этого закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 данного закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.
Расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, осуществляется банком или иной кредитной организацией в соответствии с кодами вида доходов и с учетом сумм, взыскиваемых по исполнительным документам и указанных лицом, выплачивающим зарплату и (или) иные доходы, в соответствии с частью 3 статьи 98 Закона об исполнительном производстве (пункт 2 Порядка).
Перечень и описание реквизитов платежного распоряжения, максимальное количество символов в реквизитах платежного распоряжения, составляемого в электронном виде, приведены в приложении 12 к положению Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств". Исходя из пункта 15.5 (наименование реквизита - код вида дохода; значение реквизита - указывается лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, с учетом единовременного или периодического характера выплат один из следующих кодов вида дохода) указанного приложения следует, что при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания, в расчетных документах указывается код вида дохода "1". При выплате денежных средств, не являющихся доходами должника-гражданина, код вида дохода в расчетном документе не указывается.
Таким образом, сохранение денежных средств в размере прожиточного минимума осуществляется кредитными организациями за счет денежных средств, поступивших на банковский счет должника-гражданина с указанием в расчетном документе значения кода вида дохода "1", а при достижении в течение календарного месяца размера сохраненного прожиточного минимума такие доходы не подлежат списанию со счета в размере пятидесяти процентов от суммы последнего периодического платежа (если иной размер не установлен законом или судебным актом).
Согласно части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 данной статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
Для установления порядка расчета суммы последнего периодического платежа, из которого в соответствии с частью 4 статьи 99 указанного закона необходимо произвести списание, и обособления периодических платежей от иных платежей (сумм), поступающих на счет должника-гражданина, в пункте 4 Порядка используются сокращенные наименования "прочие платежи" и "периодические платежи" с определением доходов, которые, исходя из положений Закона об исполнительном производстве, к ним относятся.
Так, в прочие платежи расчета включаются денежные средства на счете, не являющиеся доходами, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания и на которые в соответствии со статьей 101 указанного закона не может быть обращено взыскание (подпункт "а" пункта 4 Порядка), а в периодические платежи - денежные средства на счете, относящиеся к доходам, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержаний (подпункт "б" пункта 4 Порядка).
Действующее правовое регулирование позволяет банку либо иной кредитной организации самостоятельно разграничить поступающие на счет должника-гражданина денежные средства, на которые может быть обращено взыскание, от доходов, перечисленных в статье 101 Закона об исполнительном производстве.
Вопреки доводам административного истца пункты 4, 5(1) Порядка, включая термины "прочие платежи" и "периодические платежи", направлены на упорядочивание доходов, которые приведены в статье 99 Закона об исполнительном производстве, не меняют понятие "доход" и не умаляют право административного истца на сохранение прожиточного минимума.
В силу части 3.1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве в целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 названного закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 поименованного закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона об исполнительном производстве.
Пункт 5(1) Порядка предусматривает возможность сохранения ежемесячно должнику-гражданину при наличии приведенных выше оснований, установленных Законом об исполнительном производстве, заработной платы и иных доходов в размере прожиточного минимума или в размере, превышающем прожиточный минимум.
Следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец не лишен возможности оспорить действия кредитной организации по списанию с его счета денежных средств в судебном порядке.
С учетом того, что пункты 4, 5(1) Порядка не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании недействующими пунктов 4, 5(1) Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 330, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ