Решение Верховного Суда РФ от 11.12.2024 N АКПИ24-831
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2024 г. N АКПИ24-831
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х. о признании недействующими абзацев второго - четвертого пункта 45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 668н,
установил:
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 668н (далее также - Приказ N 668н) утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее также - Порядок). Нормативный правовой акт 23 декабря 2020 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 61741, и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru).
Пунктом 45 Порядка установлено, что в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из лиц, указанных в пункте 42 Порядка (абзац первый). В случае, когда мать ребенка, получающая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может осуществлять уход за ребенком в связи со своей болезнью, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком может реализовать другой член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком в этот период. В данном случае право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком (абзац второй). Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком отцу ребенка, дедушке, бабушке или другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком в период болезни матери, осуществляется по правилам, установленным Порядком (абзац третий). Для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период, когда мать ребенка фактически не осуществляет уход за ребенком в связи со своей болезнью, по месту назначения ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком должно быть представлено заявление матери о прекращении выплаты пособия, а в случае, если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, также заявление о том, что она прерывает отпуск по уходу за ребенком (абзац четвертый).
Х. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими с 1 января 2024 г. абзацев второго - четвертого пункта 45 Порядка, полагая, что с указанной даты оспариваемые положения противоречат частям первой, второй статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей), частям 1, 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон об обязательном социальном страховании) в редакции Федерального закона от 19 декабря 2023 г. N 620-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 620-ФЗ).
В обоснование требования административный истец указала, что по причине болезни не могла осуществлять уход за ребенком, в связи с чем в этот период уход за ребенком осуществляла ее сестра. На основании оспариваемых норм ею было подано заявление работодателю о прекращении выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и о прерывании отпуска по уходу за ребенком для назначения этого пособия ее сестре, однако отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике ее сестре было отказано в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком со ссылкой на изменения, внесенные Федеральным законом N 620-ФЗ.
Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Минтруд России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что Приказ N 668н издан Минтрудом России в пределах предоставленных федеральным законодателем полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие, абзацы второй - четвертый пункта 45 Порядка и нормы Федерального закона N 620-ФЗ имеют разный предмет правового регулирования, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и свобод административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца К. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
Представитель Минтруда России Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, устанавливает Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулирует Федеральный закон об обязательном социальном страховании.
Частью 1 статьи 1.4 Федерального закона об обязательном социальном страховании и частью первой статьи 3 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, определены виды государственных пособий и страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к которым в том числе относится пособие по уходу за ребенком.
Согласно части 2 статьи 1.4 Федерального закона об обязательном социальном страховании условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются данным федеральным законом, Федеральным законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Частью второй статьи 3 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, закреплено, что порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий, за исключением ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной данным федеральным законом.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (пункт 1, подпункты 5.2, 5.2.103 пункта 5).
Реализуя предоставленные полномочия, Минтруд России издал Приказ N 668н, утвердивший Порядок.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 668н соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка издания и введения его в действие.
В силу части 1 статьи 11.1 Федерального закона об обязательном социальном страховании ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком либо вышедшим на работу из этого отпуска ранее достижения ребенком возраста полутора лет в соответствии с частью 2 данной статьи, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Аналогичные указанным предписания закреплены в абзаце втором части первой статьи 13, части первой статьи 14 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.
Статьей 13 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, установлено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций (абзац восьмой части первой). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть седьмая). Лица, указанные в абзацах седьмом и восьмом части первой данной статьи, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком при соблюдении условий, предусмотренных частями четвертой - восьмой статьи 9 названного федерального закона (часть восьмая).
Оспариваемые административным истцом положения абзацев второго - четвертого пункта 45 Порядка в полной мере соответствуют приведенным нормам закона.
Довод административного истца о несоответствии названных положений частям первой, второй статьи 13 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, частям 1, 2 статьи 11.1 Федерального закона об обязательном социальном страховании в редакции Федерального закона N 620-ФЗ основан на ошибочном толковании норм материального права.
Изменения Федеральным законом N 620-ФЗ внесены в целях материальной поддержки работающих родителей, осуществляющих уход за детьми в возрасте до полутора лет, и стимулирования их к досрочному (до достижения ребенком возраста полутора лет) выходу на работу из отпуска по уходу за ребенком.
Эти изменения устанавливают гарантии реализации права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком работающим лицам, осуществляющим одновременно трудовую деятельность и уход за детьми в возрасте до полутора лет, согласно которым они смогут получать указанное пособие в случае выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Кроме того, предусмотрено сохранение права на получение пособия также в случае, если в период предоставленного отпуска указанные лица работают у другого работодателя (независимо от того, трудятся ли они на условиях неполного рабочего времени или нет).
Внесенные Федеральным законом N 620-ФЗ в Федеральный закон об обязательном социальном страховании и Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, изменения не касаются вопросов назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком отцу ребенка, дедушке, бабушке или другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком в период болезни матери.
На основании Федерального закона N 620-ФЗ приказом Минтруда России от 4 марта 2024 г. N 89н пункт 46 Порядка изложен в новой редакции, согласно которой право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, выходит на работу (службу) (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы в соответствии с законодательством Российской Федерации) из отпуска по уходу за ребенком ранее достижения ребенком возраста полутора лет или в период этого отпуска работает у другого работодателя (в том числе на указанных условиях), а также в случае продолжения обучения.
Абзац четвертый пункта 45 Порядка устанавливает требование к матери ребенка о предоставлении заявления о том, что она прерывает отпуск по уходу за ребенком на период, когда она фактически не осуществляет уход за ребенком в связи со своей болезнью, а не заявления о прекращении отпуска по уходу за ребенком в связи с выходом на работу ранее достижения ребенком возраста полутора лет.
Правильность подачи административным истцом в уполномоченный орган или организацию соответствующих документов для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период, когда она фактически не осуществляет уход за ребенком в связи со своей болезнью, а также действия, связанные с их рассмотрением, не могут быть предметом проверки по настоящему делу.
Учитывая, что пункт 45 Порядка в оспариваемой части не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Х. о признании недействующими абзацев второго - четвертого пункта 45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 668н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ