Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 20.11.2024 N АКПИ24-790

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 ноября 2024 г. N АКПИ24-790

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нолинской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" о признании частично недействующим абзаца второго подпункта 25.1 пункта 25 порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 519,

установил:

пунктом 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 519 (далее также - Приказ) установлены порядок ведения, структура, состав и формы государственного охотхозяйственного реестра (далее также - Порядок) согласно приложению 1 к данному приказу.

Порядок определяет структуру, состав, формы и порядок ведения государственного охотхозяйственного реестра (далее также - Реестр), представляющего собой систематизированный свод документированной информации (в том числе данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания) об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение которого на территории субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - уполномоченный орган) (пункты 1, 2, 14 Порядка).

Подпунктом 25.1 пункта 25 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган вносит в Реестр документированную информацию, предусмотренную подпунктами 6.4, 6.5, 6.7, 6.8 пункта 6, пунктами 7, 8, подпунктом 9.7 пункта 9, подпунктами 10.1 - 10.3 пункта 10, пунктом 11, подпунктами 13.1 - 13.5 пункта 13 данного Порядка, за период с 1 января по 31 декабря календарного года, предшествовавшего отчетному периоду, включительно (абзац первый).

Описание границ охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, предусмотренное пунктом 7 Порядка, указывается в соответствии со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее также - Схема) (абзац второй).

Нолинская районная организация общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (далее также - Организация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца второго подпункта 25.1 пункта 25 Порядка в той части, в которой данная норма не предусматривает внесение в Реестр описания границ охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях и в договорах о предоставлении в пользование территорий, ссылаясь на несоответствие оспариваемых положений статье 422, пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 4 статьи 27, частям 6, 28 статьи 28, части 2 статьи 37, частям 1, 3, 5, 6 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).

В обоснование требований административный истец указал, что границы охотничьего угодья, содержащиеся в охотхозяйственном соглашении, стороной которого является Организация, отличаются от границ того же охотничьего угодья, указанных в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области, утвержденной указом Губернатора Кировской области от 2 августа 2021 г. N 112, что влечет перераспределение площадей уже закрепленных охотничьих угодий. По мнению административного истца, оспариваемое регулирование, устанавливающее приоритет сведений о границах охотничьих угодий, содержащихся в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, и исключающее внесение в Реестр описания границ охотничьих угодий из охотхозяйственного соглашения, ухудшает его права и законные интересы как субъекта отношений в области охоты.

Административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) в письменных возражениях, заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административный иск указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Представитель административного истца С.А. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

В судебном заседании представители административного ответчика Минприроды России В., С.И. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Минюст России письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 14 статьи 32 Закона об охоте установление порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, а также порядка сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, представления ее заинтересованным лицам, форм обмена такой информацией относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно части 9 статьи 37 Закона об охоте порядок ведения, структура, формы и состав государственного охотхозяйственного реестра, а также порядок сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, предоставления такой информации заинтересованным лицам, формы обмена такой информацией устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким органом согласно пункту 1, подпункту 5.2.89 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (далее - Положение), является Минприроды России.

Реализуя предоставленные Законом об охоте и Положением полномочия, Минприроды России издало Приказ, которым установило порядок ведения, структуру, состав и формы государственного охотхозяйственного реестра.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2021 г., N 64453, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http:/www.pravo.gov.ru) 29 июля 2021 г.

Оспариваемый в части подпункт 25.1 пункта 25 Порядка изложен в редакции приказа Минприроды России от 9 февраля 2024 г. N 95, зарегистрированного в Минюсте России 18 июня 2024 г., N 78583, и размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 19 июня 2024 г.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, установившего Порядок, и вносящего в него изменения нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2024 г. N АКПИ23-1025 и не оспариваются административным истцом.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемой нормы Порядка приведенным в административном иске нормативным правовым актам основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению.

В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 37 Закона об охоте государственный охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации (в том числе данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания) об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В государственном охотхозяйственном реестре содержится документированная информация, в частности, о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.

Под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется на основе принципов обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах (часть 3 статьи 37 Закона об охоте).

Реестр включает в себя: совокупность реестровых дел; информационные ресурсы Реестра, предусмотренные формами государственного охотхозяйственного реестра, на электронных носителях (электронная база данных Реестра); программную среду, обеспечивающую непрерывность актуализации содержащейся в Реестре документированной информации, администрирование Реестра, сопоставимость такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктами 14, 16, 17 Порядка ведение реестра на территории субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Ведение Реестра на бумажных носителях осуществляется путем формирования реестровых дел. Ведение Реестра на электронных носителях осуществляется путем внесения записей в электронную базу данных Реестра с использованием программной среды, обеспечивающей непрерывность актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах.

Согласно пунктам 21, 26 Порядка внесению в государственный охотхозяйственный реестр подлежит документированная информация, предусмотренная статьей 37 Закона об охоте и данным порядком, ведение Реестра осуществляется по формам государственного охотхозяйственного реестра.

Из пункта 5 Порядка следует, что Реестр состоит из 8 разделов, обеспечивающих систематизацию сведений, содержащихся в нем, в том числе раздела 2 "Документированная информация о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий" (подпункт 5.2).

Раздел 2 содержит документированную информацию об общей площади охотничьих угодий по форме 2.1 (ОУ), по описанию границ охотничьих угодий по форме 2.2 (ОГ), о видах, местоположении, принадлежности и состоянии, а также о площади отдельных охотничьих угодий по форме 2.3 (ООУ) (пункт 7 Порядка).

В соответствии с абзацем вторым подпункта 25.1 пункта 25 Порядка описание границ охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, предусмотренное пунктом 7 Порядка, указывается в соответствии со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

При этом оспариваемая норма содержит сноску 6, которая предусматривает ссылку на часть 8 статьи 39 Закона об охоте, устанавливающую, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 39 Закона об охоте в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется территориальное охотустройство, которое направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации (части 1, 2).

Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (часть 3).

К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий (часть 5).

Документированная информация по описанию границ охотничьих угодий подлежит включению в Реестр по форме 2.2 (ОГ); о видах, местоположении, принадлежности и состоянии, а также о площади отдельных охотничьих угодий - по форме 2.3 (ООУ); о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, включая сведения об охотхозяйственных соглашениях и, в частности, о площади закрепленных охотничьих угодий, - по форме 3.1 (ЮЛ. ИП).

Приказом Минприроды России от 31 августа 2010 г. N 335 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, согласно которому схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2).

Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем (пункт 7).

При составлении Схемы материалы о размещении и использовании охотничьих угодий, состоянии численности охотничьих ресурсов и среды их обитания приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в части информации, содержащейся в указанных документах (пункт 8).

Изменения вносятся в Схему в порядке, предусмотренном для ее составления, и утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 11).

Пунктом 21 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 27 июля 2021 г. N 512, предусмотрено, что для формирования государственного охотхозяйственного реестра и иных информационных ресурсов о состоянии охотничьих ресурсов и среды их обитания, охотничьих угодий применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Тем самым, поскольку Схема разрабатывается не только на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра (представляющего собой согласно части 1 статьи 37 Закона об охоте систематизированный свод документированной информации, в том числе данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания) и при ее составлении материалы о размещении и использовании охотничьих угодий приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра в части информации, содержащейся в нем, указание в подпункте 25.1 пункта 25 Порядка на необходимость описания границ охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, предусмотренного пунктом 7 Порядка, в соответствии со Схемой не противоречит нормам Закона об охоте.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Нолинской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" о признании частично недействующим абзаца второго подпункта 25.1 пункта 25 порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 519, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

Другие документы по теме
"Об определении порядка согласования перечня имущества и обязательств, передаваемых юридическому лицу, создаваемому в результате реорганизации кредитной организации, осуществляемой с учетом особенностей, установленных статьей 8 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 292-ФЗ"
"Об утверждении Порядка оформления регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, транзитной декларации и декларации на транспортное средство, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Письма Минтруда России от 05.05.2023 N 28-7/10/П-3518 и приложения к нему>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца первого пункта 8.1, абзаца первого пункта 8.8, абзаца второго пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
Ошибка на сайте