Решение Верховного Суда РФ от 05.10.2004 N ГКПИ04-1253
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2004 г. N ГКПИ04-1253
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Местной религиозной организации православного прихода храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле г. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви о признании недействующим пункта 9 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490, в части слов "в случае отказа или частичного удовлетворения просьбы, содержащейся в указанном обращении, сообщаются также основания принятия такого решения" (далее - Положение),
установил:
заявитель обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт 9 Положения противоречит Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также распоряжению Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 281-рп и нарушает законные права заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя Воронин М.В. предъявленное требование поддержал.
Представитель Правительства РФ Жигастова Н.М. с данным требованием не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения действующему законодательству РФ не противоречит и охраняемых законом прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490 было утверждено Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения (с изменениями от 3 октября 2002 г. и 8 августа 2003 г.), пунктом 9 которого предусмотрено, что Министерство имущественных отношений РФ или по его поручению его территориальный орган рассматривает обращение религиозной организации и в 2-месячный срок принимает решение, о котором сообщает религиозной организации. В случае отказа или частичного удовлетворения просьбы, содержащейся в указанном обращении, сообщаются также основания принятия такого решения.
По утверждению представителя Правительства РФ оспариваемый пункт Положения соответствует требованиям Федерального закона "О свободе совести и о религиозных организациях", а также распоряжению Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" и предусмотренных законом прав заявителя не нарушает, а поэтому каких-либо оснований для признания его недействующим не имеется.
Данное утверждение указанного представителя материалами дела не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 253 ГПК РФ оснований для признания пункта 9 Положения в указанной части недействующим не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемый пункт Положения в той части, в которой он предусматривает возможность отказа либо частичного удовлетворения просьбы о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, противоречит названным выше Федеральному закону и распоряжению Президента РФ, не может быть признан обоснованным.
Согласно ст. ст. 21 и 22 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" передача в собственность либо в пользование религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
Из содержания ст. 27 этого же Закона следует, что Правительству РФ для реализации данного Закона необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты.
Распоряжением Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 281-рп Правительству РФ поручено осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий.
Этим же распоряжением Правительству предложено определить сроки, порядок и условия передачи культовых зданий и иного имущества.
Данным распоряжением предусмотрено также, что при передаче указанного имущества необходимо учитывать по возможности интересы культуры и науки, имея в виду обеспечение сохранности памятников культуры, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан.
Из приведенных выше положений Федерального закона и распоряжения Президента РФ, на которые ссылается заявитель в обоснование своего требования, не следует, что имущество религиозного назначения подлежит безусловной передаче религиозным организациям на основании поданных ими обращений.
Более того, содержащееся в распоряжении Президента РФ понятие поэтапной передачи имущества религиозного назначения фактически свидетельствует о том, что в передаче такого имущества на определенном этапе может быть отказано, поскольку его передача на данном этапе не предусмотрена.
Как уже отмечалось выше, Правительство РФ вправе устанавливать сроки, порядок и условия передачи имущества религиозного назначения. В целях реализации этого права Правительством РФ и было принято указанное выше Положение, которым предусмотрена необходимость представления вместе с обращением о передаче имущества религиозного назначения целого ряда других соответствующих документов, свидетельствующих о возможности передачи указанного в обращении имущества.
Из этого следует, что непредставление необходимых для передачи названного имущества документов, несоблюдение сроков и условий его принятия со стороны религиозной организации может являться, по мнению суда, основанием к отказу или частичному удовлетворению обращения, что не противоречит требованиям названного выше Закона и распоряжению Президента РФ.
Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и представитель Правительства РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что в обращении может быть указано такое имущество, которое не может быть передано в собственность или в пользование религиозной организации в указанный срок в связи с тем, что передача его на данном этапе не предусмотрена, указанное имущество закреплено в установленном порядке за федеральным государственным предприятием и отсутствует согласие Министерства имущественных отношений РФ на его передачу (пункт 10 Положения), то есть предусмотренная оспариваемым пунктом Положения возможность отказа в удовлетворении обращения или его частичного удовлетворения, исходя из содержания названных выше правовых актов и приведенных обстоятельств, не может быть признана неправомерной.
Суд при этом учитывает, что в случае необоснованного отказа в удовлетворении обращения заявитель не лишен возможности обратиться за защитой нарушенного права в соответствующий суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление местной религиозной организации православного прихода храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле г. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви о признании недействующим п. 9 указанного Положения в части слов: "В случае отказа или частичного удовлетворения просьбы, содержащейся в указанном обращении, сообщаются также основания принятия такого решения" - оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.