Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2024 N АКПИ24-33
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2024 г. N АКПИ24-33
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании недействующим пункта 17 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 639/пр,
установил:
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) от 17 октября 2014 г. N 639/пр утверждены Методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (далее также - Методические указания). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 24 февраля 2015 г., регистрационный номер 36194, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 27 февраля 2015 г.
В пункте 17 Методических указаний приводится формула расчета объемов грунтовых вод, в том числе расчета годового слоя вод, отводимых централизованной системой водоотведения в виде дренажных и инфильтрационных вод.
Согласно оспариваемой формуле годовой слой отводимых дренажных и инфильтрационных вод равен годовому слою атмосферных осадков за вычетом: объема сточных вод, отводимых централизованной системой водоотведения за год; годового слоя атмосферных осадков на испарение (физическое испарение и транспирация); годового слоя, учитывающего уборку (вывоз снега на снегоплавильные пункты или специализированные пункты для складирования снега) в холодный период.
Администрация Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым (далее также - Администрация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 17 Методических указаний, ссылаясь на его противоречие подпункту "д" пункта 16 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила холодного водоснабжения). По мнению Администрации, приводимый в оспариваемом пункте порядок расчета объемов грунтовых вод способствует неточности расчета (в сторону значительного завышения) объема принятых (отведенных) грунтовых вод централизованной системой водоотведения, что нарушает права и законные интересы административного истца, осуществляющего плату за отведенные поверхностные сточные воды.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письменных возражениях отметило, что Методические указания разработаны и утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве выразило позицию, что нормативный правовой акт издан компетентным органом, анализ содержащихся в Методических указаниях формул и их отдельных элементов не входил в предмет правовой экспертизы, проводимой Минюстом России в рамках осуществления государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Администрация Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в судебное заседание, о котором извещена надлежащим образом, не явилась, письменно просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации П. не признала административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Обсудив доводы администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, возражения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации П., письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно части 2 статьи 20 которого коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 25 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 (далее - Правила коммерческого учета), предусмотрено, что коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1), и самостоятельно принимает методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (подпункт 5.2.73 пункта 5).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Требования законодательства, устанавливающего правила принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе порядок государственной регистрации и опубликования, соблюдены и не оспариваются административным истцом.
Вопреки доводам административного истца, пункт 17 Методических указаний в оспариваемой части не содержит предписаний, противоречащих действующему законодательству.
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) представляют собой принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу части 1 статьи 7 названного федерального закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно подпункту 4 пункта 1 и пункту 2 статьи 20 приведенного закона коммерческому учету подлежит количество сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила коммерческого учета предусматривают два способа определения порядка коммерческого учета сточных вод: с использованием приборов учета или расчетным способом.
При этом в силу пункта 25 поименованных правил коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с Методическими указаниями.
Методические указания определяют порядок коммерческого учета поверхностных сточных вод (далее также - стока), принятых (отведенных) в централизованную систему водоотведения (пункт 1).
Согласно пункту 3 Методических указаний атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей); расходуются в виде влаги на эвапотранспирацию (суммарный расход влаги на транспирацию (испарение воды растением) и эвапарацию (испарение с поверхности почвы)); поступают неорганизованно в водные объекты, на нижние горизонты подземных вод.
Разделом III Методических указаний определены порядок и особенности расчета объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.
Поверхностные сточные воды (W пс), принимаемые в централизованные системы водоотведения, включают в себя дождевые, талые, грунтовые (инфильтрационные, дренажные) и поливомоечные сточные воды (пункт 14 Методических указаний).
Пункт 17 Методических указаний содержит формулу расчета годового слоя вод, отводимых централизованной системой водоотведения в виде дренажных и инфильтрационных вод, определяющуюся как разность между показателями: годового слоя атмосферных осадков; объема сточных вод, отводимых централизованной системой водоотведения за год; годового слоя атмосферных осадков на испарение (физическое испарение и транспирация); годового слоя, учитывающего уборку (вывоз снега на снегоплавильные пункты или специализированные пункты для складирования снега) в холодный период (с ноября по март).
Согласно подпункту "д" пункта 16 Правил холодного водоснабжения в заявке абонента указываются площадь и характеристика покрытия земельного участка, принадлежащего абоненту, на котором расположены здания и сооружения, принадлежащие абоненту на праве собственности или на ином законном основании, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, в том числе неорганизованный сброс поверхностных сточных вод (отведение поверхностных сточных вод с территории объекта недвижимого имущества (земельный участок, здание, сооружение), находящегося в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, в централизованную систему водоотведения по рельефу местности без непосредственного подключения абонента к указанной системе).
Методические указания в оспариваемой части соответствуют вышеприведенным предписаниям, поскольку площадь земельного участка (территории) учитывается для расчета коэффициента транспирации, входящего в формулу расчета годового слоя атмосферных осадков на испарение (подпункт "г" пункта 17 Методических указаний), а также для расчета годовых объемов инфильтрационных и дренажных стоков, поступающих в централизованные системы водоотведения.
Между тем исходя из положений пункта 15 Методических указаний при расчете объемов дождевого стока коэффициент дождевого стока для различных видов поверхностей принимается с учетом проницаемости поверхности в зависимости от ее вида.
Порядок расчета объема поверхностных сточных вод учитывает все возможные параметры, характеризующие данный объем и условия поступления такой категории сточных вод в централизованную систему водоотведения, а именно: дождевые, талые, грунтовые (инфильтрационные, дренажные) и поливомоечные сточные воды, то есть все виды поверхностных сточных вод, а также определяется исходя из слоя выпавших атмосферных осадков на основании данных Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, поступивших на водосборную поверхность, и в зависимости от ее проницаемости.
Какого-либо федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, который бы по-иному регулировал порядок расчета объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, не имеется.
Данных о том, что имеется другая, более совершенная методика, которой следовало бы руководствоваться, административным истцом не представлено. Оспариваемый математический расчет годового слоя вод, отводимых централизованной системой водоотведения в виде дренажных и инфильтрационных вод, по формуле, изложенной в оспариваемом пункте 17 Методических указаний, действующему законодательству не противоречит.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах.
Доводы административного истца фактически сводятся к его личному несогласию с действующим правовым регулированием, а также отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее регулирование в части необходимости регламентации иного порядка, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Учитывая, что оспариваемое положение Методических указаний не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании недействующим пункта 17 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 639/пр, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ