Решение Верховного Суда РФ от 11.05.2001 N ВКПИ01-22
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2001 г. N ВКПИ 01-22
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице
рассмотрев жалобу Зубачева О.А. на Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу (далее Госстрой) от 18 мая 2000 года N 48 и от 30 августа 2000 года N 85,
установила:
18 мая 2000 года Госстрой принял Постановление N 48, которым утвердил "Временную методику определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" (далее "Временная методика").
30 августа 2000 года Госстрой издал Постановление N 85 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2000 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" (далее "Постановление N 85").
Зубачев О.А. обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным Постановление N 85 в части установления средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья по г. Санкт - Петербургу. В судебном заседании он расширил требования, ходатайствуя признать незаконными Постановление N 85 в целом и Временную методику. В обоснование своих требований он сослался на то, что эти акты не прошли государственную регистрацию, противоречат постановлениям Правительства РФ, а средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья по г. Санкт - Петербургу исчислена с арифметической ошибкой.
Представители Госстроя Кобец И.В. и Овчаров П.И. с требованиями заявителя не согласились, утверждая при этом, что Временная методика и Постановление N 85 изданы Госстроем в пределах полномочий, предоставленных ему Правительством РФ, и в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Эти документы не являются нормативными актами, что подтверждается письмом 1-го заместителя Министра юстиции РФ, согласно которому Постановление N 85 в государственной регистрации не нуждается, так как не содержит правовых норм.
Заслушав объяснения Зубачева О.А., Кобеца И.В. и Овчарова П.И., исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Милованова В.В., полагавшего необходимым признать оспариваемые документы незаконными, как не прошедшие государственную регистрацию, не опубликованные и противоречащие Федеральной целевой программе "Жилищные сертификаты", Военная коллегия находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право военнослужащих на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства предусмотрено пунктом 1 статьи 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с этим пунктом Постановлениями Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 утверждена, а от 8 апреля 2000 года N 315 принята новая редакция Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
Пунктом 5 названной программы предусмотрено, что размер средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяется Госстроем по каждому субъекту Российской Федерации в соответствии с утверждаемой в установленном порядке методикой на основании данных, предоставляемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистке и органами исполнительной власти субъектов РФ, и публикуется в средствах массовой информации.
Принятые Госстроем Временная методика содержит норму, в соответствии с которой рассчитывается средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади, а Постановление N 85 устанавливает конкретные размеры этой стоимости по каждому субъекту Российской Федерации.
На основании данных Госстроя Министерство обороны РФ, другие министерства и ведомства, где предусмотрена военная служба, Министерство внутренних дел РФ и Министерство юстиции РФ рассчитывают размеры субсидии получателям сертификатов.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты затрагивают права человека и гражданина, рассчитаны на неоднократное применение, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц и носят межведомственный характер, а следовательно, вопреки мнению ответчика и Министерства юстиции РФ, являются нормативно - правовыми актами.
Пунктом 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые нормативно - правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 (в редакции Указов Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 года N 963) нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений и на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно п. 9 этого Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
По сообщению представителей Госстроя, Временная методика на государственную регистрацию не представлялась, а Постановление N 85 хотя и истребовалось Министерством юстиции, но государственную регистрацию не прошло. Оба оспариваемых акта официально в упомянутых изданиях не опубликовывались.
При таких обстоятельствах Временная методика и Постановление N 85 не могут быть признаны законными.
С учетом признания оспариваемых актов в целом незаконными и недействующими с момента принятия отпадает необходимость в разрешении вопроса о несоответствии отдельных положений этих актов законодательству.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 204 и 239.7 ГПК РСФСР,
решила:
жалобу Зубачева Олега Анатольевича удовлетворить.
Признать незаконными и недействующими с момента их принятия "Временную методику определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и общей площади жилья по Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета", утвержденную Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 18 мая 2000 года N 48, и Постановление этого же Комитета от 30 августа 2000 года N 85 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2000 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 14 мая 2001 года.
Судья Верховного Суда РФ
В.А.ЯСЬКИН