Решение Верховного Суда РФ от 29.06.2023 N АКПИ23-448
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2023 г. N АКПИ23-448
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Режевское водопроводно-канализационное предприятие" о признании недействующим пункта 47 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э,
установил:
приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее также - Приказ N 1746-э) утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Методические указания), которые действуют в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2022 г. N 498/22 "О внесении изменений в приказы ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э и от 16 июля 2014 г. N 1154-э".
Согласно пункту 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 данных указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по приведенной в этом пункте формуле, учитывающей в том числе индекс эффективности операционных расходов.
Пунктом 46 Методических указаний предусмотрено, что индекс эффективности операционных расходов устанавливается органом регулирования тарифов для каждой регулируемой организации с целью обеспечения поэтапного достижения эффективного уровня операционных расходов организации в размере от 1 до 5 процентов в год. На первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год.
Согласно пункту 47 Методических указаний индекс эффективности операционных расходов определяется по результатам сравнительного анализа расходов для регулируемой организации, осуществляющей деятельность по транспортировке воды (сточных вод), с использованием коэффициента сопоставимости, учитывающего технические характеристики централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения регулируемой организации (в том числе протяженность централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, диаметр трубопроводов, тип прокладки трубопроводов), определяемого органом регулирования путем сопоставления показателей деятельности регулируемой организации с показателями, определенными как средние для сравниваемых регулируемых организаций по стоимости строительства централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащей регулируемой организации на праве собственности или ином законном основании, исходя из федеральных единичных расценок, рекомендуемых Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, сведений об удельных операционных расходах регулируемой организации, осуществляющей деятельность по транспортировке воды (сточных вод), и об удельных операционных расходах, определенных как средние для сравниваемых организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке воды (сточных вод).
Муниципальное унитарное предприятие "Режевское водопроводно-канализационное предприятие", являющееся гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории Режевского городского округа Свердловской области, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 47 Методических указаний, полагая, что он не отвечает принципу правовой определенности, допуская неоднозначное толкование в правоприменительной практике, в том числе ограничивающее применение содержащейся в нем формулы расчета индекса эффективности операционных расходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими только транспортировку воды (сточных вод), и исключающее организации, осуществляющие наряду с этим иную деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Считает, что оспариваемые нормативные положения в истолковании, придаваемом им правоприменительной практикой, противоречат пунктам 4 - 6 части 2 статьи 3, частям 1, 2, 12 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), пунктам 63, 79 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также - Основы ценообразования).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что осуществляет регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории указанного муниципального образования по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Свердловской области с использованием метода индексации, на основе долгосрочных параметров регулирования на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. При этом индекс эффективности операционных расходов установлен, по мнению административного истца, произвольно, без учета положений пункта 47 Методических рекомендаций.
Административный ответчик Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административный иск указали, что оспариваемые в части Методические указания утверждены полномочным органом, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Представители административного истца Н., М. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители ФАС России А., С. поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Минюст России представителя в судебное заседание не направил, письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 3 названного постановления Федеральной службе по тарифам поручено в срок до 25 мая 2013 г. утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941 "О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и об утверждении Правил принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций"), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является Федеральная служба по тарифам (пункт 1), которая на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (подпункт 5.2 пункта 5).
Во исполнение требований федерального законодателя Федеральная служба по тарифам Приказом N 1746-э утвердила Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 25 февраля 2014 г., регистрационный номер 31412, и опубликован в издании "Российская газета" 5 мая 2014 г., N 51.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 1746-э, утвердившего Методические указания, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N АКПИ23-29.
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, функции данного органа переданы ФАС России, которая на основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения Закон о водоснабжении и водоотведении в части 2 статьи 3 относит, в частности, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4); установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 5); обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 6).
В соответствии с положениями статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из приведенных в данной норме методов, в том числе примененным в отношении административного истца методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (часть 1).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).
При установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 12).
Согласно пункту 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов с применением метода индексации, относится индекс эффективности операционных расходов, который в соответствии с пунктом 2 данного акта представляет собой показатель динамики изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров и услуг, определяющий снижение операционных расходов.
Пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 46 Методических указаний предусмотрено, что индекс эффективности операционных расходов характеризует минимально допустимый темп повышения эффективности операционных расходов и устанавливается в размере от 1 до 5 процентов в год в соответствии с Методическими указаниями. При этом на первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год.
Расчет индекса эффективности операционных расходов осуществляется в соответствии с пунктом 47 Методических указаний путем сравнения удельных операционных расходов регулируемой организации, осуществляющей деятельность по транспортировке воды (сточных вод), со средними удельными операционными расходами для сравниваемых регулируемых организаций, при этом удельные операционные расходы рассчитываются исходя из протяженности водопроводной (канализационной) сети.
Данная норма, оспариваемая административным истцом, не содержит предписаний о расчете индекса эффективности операционных расходов исключительно для организаций, осуществляющих только транспортировку воды (сточных вод).
Положения пунктов 46 и 47 Методических указаний подлежат применению при определении индекса эффективности операционных расходов в отношении организаций, осуществляющих регулируемую деятельность по транспортировке воды (сточных вод), и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность по холодному водоснабжению (водоотведению), включая технологический процесс по транспортировке воды (сточных вод), то есть в отношении организаций, эксплуатирующих на законном основании водопроводные (канализационные) сети, что также подтверждается пояснениями представителей ФАС России в судебном заседании и их письменными возражениями.
При этом указание в пункте 47 Методических указаний на организации, осуществляющие деятельность по транспортировке воды, связано с необходимостью оценки сопоставимости именно водопроводных (канализационных) сетей, используемых регулируемыми организациями, для исключения возможности сравнения операционных расходов регулируемой организации с расходами иных регулируемых организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, не связанный с эксплуатацией водопроводных (канализационных) сетей, например, при осуществлении подвоза воды.
Вопреки доводам административного истца правовая неопределенность в толковании оспариваемой нормы отсутствует, положениям пунктов 4 - 6 части 2 статьи 3, частей 1, 2, 12 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктов 63 и 79 Основ ценообразования эта норма не противоречит, прав административного истца в упоминаемых им аспектах не нарушает и не ограничивает.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца фактически основано на несогласии с действиями и решениями тарифного органа по установлению тарифов и долгосрочных параметров регулирования, проверка которых не входит в предмет настоящего административного дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия "Режевское водопроводно-канализационное предприятие" о признании недействующим пункта 47 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ