Решение Верховного Суда РФ от 11.12.2007 N ГКПИ07-1143
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1143
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующими пунктов 9 и 11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428,
установил:
в соответствии с пунктом 9 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков размер субсидии, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно пункту 11 Правил субсидии предоставляются при условии, что:
гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии;
гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.
Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пункта 9 Правил в части определения размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и пункта 11 Правил в части того, что безвозмездные субсидии на приобретение жилых помещений предоставляются за счет средств федерального бюджета, при обязательной передаче занимаемого жилого помещения и не предусматривают предоставление жилищной субсидии с уменьшением ее размера на стоимость проданного жилья.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и ограничивают права граждан по сравнению с установленными федеральным законом.
В суде заявитель К. и его представитель по доверенности Судомойкина З.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает возможность уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи при продаже гражданином жилья, тогда как оспариваемые положения пункта 11 Правил являются основанием для отказа в предоставлении жилищной субсидии.
Предусмотренное пунктом 9 Правил ограничение по размеру среднерыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации нарушает право граждан, нуждающихся в получении субсидий, поскольку гражданин не сможет приобрести себе жилье в избранном для проживания регионе.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации (поручение от 1 ноября 2007 г. N СИ-П9-5463).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Малыванова С.П., Давыдова А.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения заявителя К., его представителя по доверенности Судомойкиной З.В., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Малывановой С.П., Давыдовой А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (статья 251 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 29, 18.07.2005, "Российской газете" N 155, 19.07.2005.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Так, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено распределение субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков на 2007 год.
Предоставление субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 45 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год").
Такой порядок определен Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.
Федеральным законом от 27 сентября 2005 г. N 123-Ф3 установлено, что работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" к компетенции Правительства Российской Федерации относит регулирование отношений, связанных с реализацией программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков.
Работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, оказывается содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства. Предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства, а не обязанностью государства полной оплаты строительства либо покупки жилья гражданином по рыночным ценам.
Следовательно, порядок, в соответствии с которым размер субсидии, предоставляемой гражданину на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства, определяется из расчета средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (пункт 9 Правил), соответствует действующему законодательству.
Условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий (пункт 11 Правил) также соответствуют действующему законодательству и не нарушают права работников угольной промышленности на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Правил противоречат Федеральному закону "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", являются несостоятельными.
Настоящий Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" допускает выдачу государственного жилищного сертификата гражданам, которые продали жилье, принадлежавшее им на праве собственности, при условии, что размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Предоставление жилищных субсидий в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется вне зависимости от работы гражданина в ликвидируемых организациях угольной промышленности.
Оспариваемые положения Правил не лишают заявителя права в выборе на получение жилищных субсидий на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права работников, высвобожденных до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющих стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, на предоставление жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К. о признании частично недействующими пунктов 9 и 11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ