Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 24.03.2023 N АКПИ23-66

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2023 г. N АКПИ23-66

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. о признании недействующими Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, и пунктов 595, 597, 598, 600, 602, 608, 613 данных правил,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110 (далее также - Приказ) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также - Правила).

Главой XXXVI Правил установлены особенности содержания осужденных к лишению свободы в исправительных колониях (далее также - ИК) особого режима, отбывающих наказание в строгих условиях или отбывающих пожизненное лишение свободы, а также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в тюрьме.

Согласно пункту 595 Правил осужденные к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях или отбывающие пожизненное лишение свободы, а также осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме, могут иметь при себе комплект одежды в соответствии с нормами вещевого довольствия, два полотенца установленного образца, кружку из алюминия или пластмассы, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубную щетку, зубную пасту (зубной порошок), туалетную бумагу), тапочки, литературу в количестве до 10 экземпляров книг и журналов, за исключением учебников осужденных к лишению свободы, проходящих обучение в общеобразовательной организации, в профессиональной образовательной организации ФСИН России или в образовательной организации высшего образования, до 5 экземпляров газет, до 10 фотографий размером не более 10 x 15 см, предметы религиозного культа индивидуального пользования, предназначенные для карманного или нательного ношения (по одному предмету), копии приговоров (определений, постановлений) судов, документы и записи, относящиеся к уголовному делу, либо по вопросам реализации прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, копии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, а также ответы по результатам их рассмотрения.

Одноразовые бритвы индивидуального использования, бритвенные принадлежности, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты (табачные изделия, предназначенные для курения), принадлежащие осужденным к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающим наказание в строгих условиях или отбывающим пожизненное лишение свободы, а также осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в тюрьме, хранятся в специально отведенном месте и выдаются указанным осужденным к лишению свободы младшим инспектором, осуществляющим за ними надзор, только на определенное их распорядком дня время, после чего изымаются (пункт 597 Правил).

Продукты питания, принадлежащие осужденным к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающим наказание в строгих условиях или отбывающим пожизненное лишение свободы, а также осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в тюрьме, хранятся в специально отведенном месте и выдаются младшим инспектором, осуществляющим за ними надзор, по их просьбе на время приема пищи на основании поданного заявления, составленного в течение предшествующего дня (пункт 598 Правил).

Осужденным к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающим наказание в строгих условиях или отбывающим пожизненное лишение свободы, а также осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в тюрьме, разрешается курение только во время прогулки, предусмотренной распорядком дня осужденных к лишению свободы. Сигареты (табачные изделия, предназначенные для курения) и спички осужденным к лишению свободы выдаются по их просьбе младшим инспектором, осуществляющим за ними надзор, при их наличии в личных вещах осужденного к лишению свободы, сданных на хранение администрации исправительного учреждения. После окончания прогулки осужденные к лишению свободы сдают неиспользованные сигареты (табачные изделия, предназначенные для курения) и спички младшему инспектору, осуществляющему за ними надзор (пункт 600 Правил).

Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя, местами для курения, водостоком. Во время прогулки осужденным к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающим наказание в строгих условиях или отбывающим пожизненное лишение свободы, а также осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в тюрьме, предоставляется возможность для физических упражнений с использованием стационарного спортивного оборудования (при его наличии) по разрешению администрации исправительного учреждения (пункт 602 Правил).

Банные принадлежности (банное полотенце, пантолеты литьевые, шампунь, гель для душа, мочалка, мыло) выдаются непосредственно при выводе из камер указанных осужденных к лишению свободы для проведения помывки и изымаются после ее окончания. Хранение банных принадлежностей в камерах не допускается (пункт 608 Правил).

Спортивно-массовые мероприятия с осужденными к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающими наказание в строгих условиях или отбывающими пожизненное лишение свободы, а также осужденными к лишению свободы, отбывающими наказание в тюрьме, не проводятся. Спортивный костюм и спортивная обувь таких осужденных к лишению свободы хранятся на складе личных вещей осужденных к лишению свободы (пункт 613 Правил).

Г., отбывающий по приговору суда наказание в виде пожизненного лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил в целом, полагая нарушенным свое право на участие в проведении процедуры общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, а также пунктов 595, 597, 598, 600, 602, 608, 613 Правил, ссылаясь на их несоответствие статьям 1, 3, 4, 8, части первой статьи 9, частям первой и второй статьи 10, части второй статьи 12, статьям 88, 90, 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также - УИК РФ), статьям 1, 2, части 2 статьи 6, части 1 статьи 7, статье 15, частям 1 и 2 статьи 17, статьям 18 и 19, части 2 статьи 21, статье 55, части 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, а также нормам международного права. Административный истец считает, что оспариваемые пункты Правил приравнивают условия содержания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, в том числе отбывающих наказание в обычных и облегченных условиях, к условиям содержания лиц, отбывающих наказание в тюрьме, чем влекут необоснованное ухудшение условий содержания и нарушают его права и законные интересы.

В обоснование требования указывает, что приговором Верховного Суда Республики Бурятия от 21 мая 2002 г. ему назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а оставшейся части наказания в исправительной колонии особого режима. В настоящее время он переведен в исправительную колонию особого режима и находится в обычных условиях отбывания наказания, однако оспариваемые пункты Правил, по его мнению, предусматривают отбывание назначенного наказания в условиях, приравненных к строгим.

Административный ответчик Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменном отзыве на административный иск указали, что оспариваемые в части Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.

Г. извещен о времени и месте судебного разбирательства по месту отбывания наказания, его представитель С., принимавший участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Е.Е.В. и представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободин С.А. возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью третьей статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Полномочия Минюста России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, на момент утверждения оспариваемых в части Правил были определены подпунктом 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", утвердившего Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение).

В настоящий момент соответствующие полномочия Минюста России закреплены в подпункте 9 пункта 2 Положения.

Исходя из требований пунктов 3 и 5 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (далее - Правила раскрытия информации), публичные обсуждения проекта оспариваемых правил проведены в срок с 30 марта по 13 апреля 2022 г. посредством размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru (ID проекта: 01/02/03-22/00126198). В этот же период проведена антикоррупционная экспертиза проекта.

Пункт 20 Правил раскрытия информации предусматривает, что разработчик проекта нормативного правового акта рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения, и размещает на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта, с указанием позиции разработчика.

Сводка предложений по итогам общественного обсуждения названного проекта размещена на официальном сайте.

Частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право получать информацию любым законным способом.

В соответствии с частью первой статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 6.1) пункта 6 Правил и содержались в пункте 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 и действовавших на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (утратили силу в связи с изданием приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110).

Кроме того, пунктом 4 Правил установлено, что администрация исправительного учреждения предоставляет осужденным к лишению свободы возможность ознакомления с Правилами.

При этом действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность Минюста России информировать осужденных о подготовке нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний.

Оспариваемые в части Правила утверждены Минюстом России при реализации полномочий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, и согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2022 г., регистрационный номер 69157, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2023 г. N АКПИ22-1216.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что приговор суда - это не только формальное основание для лишения лица свободы, но и главный непосредственный источник его специального правового статуса как осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Этот статус предполагает, что лица, которые лишены свободы в установленном законом порядке, в целом обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы. При этом режим и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы устанавливаются с тем, чтобы обеспечить изоляцию и охрану осужденных, постоянный надзор за ними, их личную безопасность, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, их исправление и предупреждение новых преступлений, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия отбывания наказания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, и при необходимости - изменение данных условий (постановления от 19 апреля 2016 г. N 12-П, от 8 июня 2021 г. N 27-П и др.).

В Российской Федерации специальным законом, закрепляющим порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, правовое положение и средства исправления осужденных, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (статьи 1 - 4), нормы которого должны быть согласованы между собой, а с ними - и нормы других правовых актов, затрагивающих эту сферу.

В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, лишение и ограничение прав и свобод устанавливаются федеральным законом в виде применения наказания, при исполнении которого им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, часть вторая статьи 10 УИК РФ).

В силу части второй статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части девятой статьи 16 устанавливает, что наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 этого кодекса, следственным изолятором.

В пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (статья 87 УИК РФ).

Особенности отбывания наказания осужденных к лишению свободы, а также правовые основания для перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие установлены в главе 16 УИК РФ (статьи 120 - 131).

Из систематического анализа норм названной главы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что действующее законодательство в сфере исполнения наказаний основано на дифференциации отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы исходя из вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания (облегченные, обычные или строгие условия), которые могут быть изменены в зависимости от соблюдения осужденными установленного порядка отбывания наказания, их отношения к труду, а для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в порядке, установленном частями третьей и четвертой статьи 127 УИК РФ.

Условия отбывания наказания затрагивают сферу реализации таких прав осужденных, как право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, право на свидания, право на получение посылок, передач и бандеролей, право на прогулку, предусматривая количество денежных средств, которые разрешается расходовать осужденным, количество краткосрочных и длительных свиданий, которые могут иметь осужденные в течение года, количество посылок, передач и бандеролей, которые могут получать осужденные в течение года, продолжительность прогулки, а также определяют тип помещения, в котором содержатся осужденные.

Доводы административного истца о противоречии пунктов 595, 597, 598, 600, 602, 608, 613 Правил положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, нормам международного права и о нарушении его прав, свобод и законных интересов основаны на неверном толковании норм права.

Пожизненное лишение свободы выступает в качестве наиболее строгой из всех в настоящий момент реально возможных мер наказания за наиболее опасные виды преступлений (согласно части первой статьи 57 Уголовного кодекса Российской Федерации - за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних), что предполагает и наибольший комплекс ограничений прав и свобод для лиц, их совершивших.

С учетом потенциальной опасности, которую представляют осужденные к пожизненному лишению свободы, законодатель вправе установить, что при отбывании наказания они должны находиться отдельно от иных категорий осужденных, и это обусловливает наличие специальных колоний особого режима для отбывающих пожизненное лишение свободы. Условия отбывания наказания в таких колониях являются более суровыми, а меры безопасности - более строгими (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2711-О, от 30 июня 2020 г. N 1397-О, от 19 декабря 2019 г. N 3324-О и др.).

В силу статьи 126 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, отбывают наказание отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима.

Согласно положениям данного кодекса осужденные к лишению свободы в исправительных колониях особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа (часть третья статьи 125); осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека (часть первая статьи 127); осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме, содержатся в запираемых общих камерах (часть первая статьи 131).

Исходя из указанных норм условия камерного содержания данных категорий осужденных являются идентичными.

Правила регламентируют внутренний распорядок исправительных учреждений при реализации предусмотренных УИК РФ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции осужденных к лишению свободы, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (пункт 1).

Выделение особенностей содержания осужденных к лишению свободы в строгих условиях в исправительной колонии особого режима, осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, осужденных, содержащихся в тюрьме, в главу XXXVI Правил обусловлено размещением таких осужденных в условиях камерного содержания.

Пунктом 595 Правил установлен перечень вещей и предметов, которые могут иметь при себе осужденные к лишению свободы в исправительной колонии особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях или отбывающие пожизненное лишение свободы, а также осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме.

Предусмотренные указанным пунктом ограничения по хранению названными категориями осужденных предметов и вещей, в том числе количества фотографий, вытекают из условий ограниченности пространства в камере в отличие от осужденных, проживающих в общежитиях. Указанные ограничения не предусматривают запрета на хранение иных разрешенных к использованию в исправительном учреждении предметов и вещей, в том числе большего количества фотографий, в личных вещах осужденного, сданных на хранение администрации исправительного учреждения.

Статьей 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) установлен запрет курения табака или потребления никотинсодержащей продукции на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, а также предусмотрено, что курение табака допускается в специально выделенных помещениях, оборудованных системами вентиляции (части 1 и 2).

Согласно пункту 5 требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, утвержденных приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 32/пр и Министерства здравоохранения Российской Федерации N 33 от 30 января 2021 г., указанные помещения должны быть оборудованы дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, пепельницами, искусственным освещением, первичными средствами пожаротушения, приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий или никотинсодержащей продукции, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Нормативными правовыми актами, в том числе Сводом правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (СП 308.1325800.2017), утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, не предусмотрено оборудование камер осужденных с учетом создания в них специально выделенных помещений для курения, соответствующих указанным выше требованиям.

Создание таких помещений для курения исключено режимными требованиями объекта с размещением осужденных в условиях камерного содержания.

Таким образом, предоставляемое пунктом 600 Правил разрешение курения только во время прогулки, предусмотренной распорядком дня осужденных к лишению свободы, соответствует положениям Федерального закона N 15-ФЗ и не нарушает прав других осужденных на охрану здоровья от воздействия табачного дыма. Устанавливаемые этим пунктом хранение спичек в специально отведенных местах и выдача их вместе с сигаретами при выводе осужденных на прогулку обусловлены необходимостью соблюдения мер безопасности, предотвращения поджогов, актов членовредительства и иных противоправных действий со стороны осужденных к лишению свободы.

Перечисленными причинами обоснован и предусмотренный пунктом 597 Правил запрет хранения в камерах одноразовых бритв индивидуального использования, бритвенных принадлежностей, посуды для приема пищи (за исключением кружек).

Согласно пункту 118 Правил принятые в посылках, передачах продукты питания хранятся в комнатах для приема пищи осужденных к лишению свободы в специально оборудованных шкафах и холодильниках или в иных помещениях, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Данное требование обусловлено необходимостью соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 98.

В силу части третьей статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Поскольку нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к оборудованию камер в исправительных учреждениях, не предусмотрено оснащение камер осужденных специальными шкафами и холодильниками для хранения продуктов питания, регламентация пунктом 598 Правил хранения и выдачи принадлежащих осужденным продуктов питания не является произвольной.

Положения, предусмотренные пунктом 608 Правил, о выдаче банных принадлежностей (банного полотенца, пантолетов литьевых, шампуня, геля для душа, мочалки, мыла) непосредственно при выводе из камер осужденных к лишению свободы для проведения помывки и об изъятии их после ее окончания, также обусловлены камерными условиями содержания осужденных, ограниченностью пространства, отсутствием возможности оборудования камер дополнительной мебелью. Кроме того, камеры для осужденных, в которых они постоянно содержатся, не предназначены для сушки полотенец и мочалок.

Данное правовое регулирование согласуется с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, утвержденными Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. (Правила Нельсона Манделы) и закрепляющими, что банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (правило 13).

Аналогичная регламентация предусмотрена в отношении всех категорий осужденных, содержащихся в камерах, и не носит избирательный характер применительно к осужденным, отбывающим пожизненное лишение свободы. Правила не разрешают хранение продуктов питания, одноразовых бритв индивидуального использования, бритвенных принадлежностей, посуды для приема пищи (за исключением кружек), сигарет (табачных изделий, предназначенных для курения), банных принадлежностей в камере любыми осужденными, содержащимися в камерных условиях (пункты 38, 496, 531, 536, 542, 543, 548, 550).

Положения пункта 602 Правил направлены на реализацию права осужденных на ежедневную прогулку, а также поддержание их физического здоровья путем предоставления возможности для физических упражнений, носят гарантийный характер и не могут расцениваться как нарушающие их права в указанном административным истцом аспекте.

Предусмотренный пунктом 613 Правил запрет на спортивно-массовые мероприятия с осужденными к лишению свободы в исправительной колонии особого режима, отбывающими наказание в строгих условиях или отбывающими пожизненное лишение свободы, а также осужденными к лишению свободы, отбывающими наказание в тюрьме, обусловлен камерными условиями содержания и связанной с этим изоляцией осужденных.

Таким образом, оспариваемые положения Правил не ограничивают предусмотренные обычными или облегченными условиями отбывания наказания права осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и не носят дискриминационного характера, поскольку установлены с учетом требований к содержанию данной категории осужденных в камерах, необходимости соблюдения мер безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Установленные оспариваемыми нормами ограничения вытекают из основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказания гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.

Оспариваемые положения Правил ограничивают права лиц, находящихся в заключении, постольку, поскольку являются элементом режима и не могут рассматриваться как унижающие человеческое достоинство, причиняющие осужденному физические или душевные страдания, не предполагают ненадлежащего обращения с осужденными и не преследуют цель оскорбить или унизить их.

В связи с этим доводы административного истца о противоречии пунктов 595, 597, 598, 600, 602, 608, 613 Правил положениям Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и нормам международного права подлежат отклонению.

Актов большей юридической силы, предусматривающих иное правовое регулирование порядка содержания осужденных в камерах, не имеется.

С учетом того, что Правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования следует отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г. об оспаривании Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, и пунктов 595, 597, 598, 600, 602, 608, 613 данных правил отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105"
"О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 г. N 46"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 12 пункта 3 изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии">
Ошибка на сайте