Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.03.2023 N АКПИ23-30
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2023 г. N АКПИ23-30
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" о признании частично недействующим пункта 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения",
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также - Постановление N 406) утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Основы ценообразования), которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" (далее также - ООО "РИР - Лесной"), являющееся гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования городской округ "Город Лесной", обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 29 Основ ценообразования не действующим в той мере, в которой он не допускает при расчете тарифов возможность учитывать фактические объемы отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год в отсутствие у регулируемой организации фактических данных об отпуске воды и приеме сточных вод (динамике) за полные 3 года. Полагает, что оспариваемое нормативное положение в истолковании, придаваемом ему правоприменительной практикой, противоречит положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а именно статье 3 в части, устанавливающей основные принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, а также части 1 статьи 32, предусматривающей, что расчет тарифов в названной сфере осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что осуществляет регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории указанного муниципального образования с февраля 2019 г. по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Свердловской области с использованием метода индексации, на основе долгосрочных параметров регулирования на период с 1 февраля 2019 г. по 31 декабря 2033 г. В связи с отсутствием фактических данных об отпуске воды и приеме сточных вод (динамике) за полные 3 года корректировка тарифов на 2021 - 2023 гг. осуществлена тарифным органом исходя из плановых величин отпуска воды (приема сточных вод), что повлекло занижение тарифов.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе (поручение от 31 января 2023 г. N ДГ-П16-1136), в письменных возражениях на административный иск указавшей, что оспариваемое положение нормативного правового акта издано полномочным органом, соответствует действующему законодательству и прав ООО "РИР - Лесной" не нарушает.
Представитель административного истца С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Г. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении холодное водоснабжение и водоотведение отнесены к регулируемым видам деятельности, а тарифы на них - к регулируемым тарифам (части 1, 2, 7, 8).
В соответствии со статьей 32 названного закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).
Пунктом 5 части 1 статьи 4 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено в том числе утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 15 мая 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 мая 2013 г., N 20.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Постановления N 406, утвердившего Основы ценообразования, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2022 г. N АКПИ21-1089.
К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения Закон о водоснабжении и водоотведении в части 2 статьи 3 относит, в частности, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4); установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 5); обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 6).
В соответствии с положениями статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из приведенных в данной норме методов, в том числе примененным в отношении административного истца методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (часть 1).
Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Таким образом, с целью определения объема оказанных услуг оспариваемое положение предусматривает необходимость учета двух показателей: фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Указанный трехгодичный период анализа динамики отпуска воды (приема сточных вод) введен для оценки среднего значения объема оказанных услуг и с учетом этого допускает принятие расчетных данных за меньший период в случае, если организация осуществляет регулируемый вид деятельности менее 3 лет.
Оспариваемая норма не исключает возможность оценки данного показателя исходя из фактического срока осуществления организацией регулируемого вида деятельности, в том числе с учетом данных организации, ранее осуществлявшей такую деятельность.
Оба предусмотренные пунктом 29 Основ ценообразования показателя, участвующие в расчете объема отпуска воды (приема сточных вод), в их совокупности позволяют оценить объем оказанных услуг, что соответствует требованиям части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении и согласуется с принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленными в части 2 статьи 3 названного закона.
При этом часть 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении и пункт 29 Основ ценообразования не предусматривают возможность учета плановых значений при отсутствии фактических данных о динамике отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, что исключает произвольное определение органом регулирования тарифов объема отпуска воды (приема сточных вод), являющегося одним из параметров расчета тарифов.
Кроме того, недополученные доходы организации в связи с установлением расчетного объема отпуска воды (объема принятых сточных вод, оказываемых услуг), превышающего фактические значения по итогам реализации за предыдущие периоды, подлежат в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования учету органом регулирования при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные недополученные доходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Вопреки доводам административного истца правовая неопределенность в толковании пункта 29 Основ ценообразования отсутствует, части 2 статьи 3, части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении оспариваемое нормативное положение не противоречит.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы устанавливал иной порядок учета фактического отпуска воды (приема сточных вод) и динамики отпуска воды (приема сточных вод) для расчета объема оказанных услуг, не имеется.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании пункта 29 Основ ценообразования недействующим фактически основано на несогласии с решениями тарифного органа при рассмотрении его заявлений о корректировке тарифов и судебными актами, принятыми по делам об их оспаривании, однако проверка законности и обоснованности таких решений не входит в предмет настоящего административного дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" о признании частично недействующим пункта 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ