Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2014 N АКПИ14-510
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. N АКПИ14-510
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании подпункта "б" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, N 13.
К., являющийся вынужденным переселенцем, оспорил в Верховном Суде Российской Федерации подпункт "б" пункта 17 Правил, согласно которому применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к гражданам, указанным в подпункте "ж" пункта 5 Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует пункту 4 статьи 5, подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1), которые не устанавливают какие-либо возрастные или иные ограничения для членов семьи вынужденного переселенца при обеспечении их обустройства на новом месте жительства на территории Российской Федерации. Правила в оспариваемой части нарушают права и законные интересы вынужденных переселенцев и членов их семьи, так как исключают возможность получения субсидии для жилищного обустройства членов семьи вынужденного переселенца из числа несовершеннолетних, не имеющих статуса вынужденного переселенца, достигших возраста 18 лет.
В судебном заседании К. поддержал заявление и просил его удовлетворить.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной миграционной службе (поручение от 19 мая 2014 г. N СП-П9-3609). Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Н., представители Федеральной миграционной службы О. и М. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что Правила изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, оспариваемое положение не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы вынужденных переселенцев и членов их семей.
Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации устанавливает Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1. В силу пункта 1 его статьи 7 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункты 2, 4).
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 определено, что решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2); лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей (абзац первый пункта 3); статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (абзац первый пункта 4).
Из изложенного следует, что гарантии, установленные Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1, предоставляются вынужденным переселенцам, а также членам их семей, в том числе несовершеннолетним, признанным вынужденными переселенцами.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему статьями 13, 16 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1, установило оспариваемые в части Правила.
Пункт 17 Правил определяет круг лиц, которые признаются членами семьи гражданина - участника подпрограммы, в зависимости от того, к какой категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, относится этот участник. Подпункт "б" данного пункта распространяется на граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил, к ним относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "б" пункта 17 Правил, по своему содержанию не противоречит приведенным положениям Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1, поскольку к членам семьи вынужденного переселенца относит не только несовершеннолетних детей, признанных вынужденными переселенцами, но и несовершеннолетних детей, не имеющих статуса вынужденного переселенца.
Учитывая, что Правила изданы в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, подпункт "б" пункта 17 Правил не противоречит федеральному законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К. об оспаривании подпункта "б" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА