Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.12.2022 N АКПИ22-891
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2022 г. N АКПИ22-891
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Кириллова В.С.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П.А. о признании частично недействующим пункта 29 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее также - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 24 июля 1995 г., N 30, ст. 2939 и в "Российской газете" 27 июля 1995 г., N 144.
Пунктом 29 Правил установлено, что регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, содержащего реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", дата составления и номер), реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (в случае установления опеки), с представлением документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей или близких родственников, документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт регистрации рождения (в случае регистрации рождения, произведенной компетентными органами иностранных государств за пределами территории Российской Федерации) (абзац первый).
Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о рождении, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (в случае отсутствия у органа регистрационного учета сведений, предоставленных в соответствии с пунктом 1 статьи 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"), сведения о документе, подтверждающем установление опеки, и производит регистрацию по месту пребывания гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания не позднее 6 рабочих дней со дня подачи законным представителем или близким родственником заявления о регистрации по месту пребывания (абзац второй).
Заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в абзаце первом данного пункта, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал, в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой. По желанию законного представителя или близкого родственника свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть выдано органом регистрационного учета законному представителю или близкому родственнику либо направлено по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания, либо направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя или близкого родственника, подавшего заявление о регистрации по месту пребывания, на Едином портале (абзац третий).
П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 29 Правил в той части, в которой он устанавливает возможность отказать в регистрации по месту пребывания несовершеннолетних, если родитель не зарегистрирован по данному месту пребывания, а также если родитель не зарегистрирован по данному месту пребывания, но фактически там проживает, ссылаясь на то, что он противоречит статье 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I).
В обоснование своего требования административный истец представил документы, из которых следует, что УМВД России по ЗАТО Северск Томской области ему возвращено заявление о регистрации его несовершеннолетней дочери по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, в котором он фактически проживает, однако ни он, ни мать ребенка не зарегистрированы по месту пребывания и по месту жительства. Также этими документами установлено, что несовершеннолетняя дочь административного истца зарегистрирована по месту жительства матери.
Административный истец и его представитель, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 5 октября 2022 г. N ТГ-П4-16734), указавшему в письменных возражениях, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемый в части пункт 29 Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является определенным, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Д. и П.Ю. возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Обсудив доводы административного истца, выслушав представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта аналогичные положения были закреплены в статье 30 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4174-I "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с Законом N 5242-I Правительство Российской Федерации утверждает правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть шестая статьи 3).
Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации при реализации полномочия, предусмотренного федеральным законом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N ГКПИ10-1104, от 8 февраля 2011 г. N ГКПИ10-1557, от 15 октября 2012 г. N АКПИ12-1209, от 17 августа 2020 г. N АКПИ20-300.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3 Закона N 5242-I).
Частью второй статьи 3 Закона N 5242-I закреплена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания Закон N 5242-I понимает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (статья 2).
Под местом пребывания названный закон понимает гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу, медицинскую организацию или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (статья 2).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства в силу статьи 2 указанного закона - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Местом жительства поименованный закон называет жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с этим законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина (статья 2).
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее также - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные Законом N 5242-I и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Закона N 5242-I).
Статьей 5 Закона N 5242-I, определяющей регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания, установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (часть первая). Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации (часть вторая).
Названной статьей закона в частях шестой - восьмой закреплено, что орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено этой статьей. В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее также - регистрационный учет) (пункт 1).
Оспариваемый административным истцом пункт 29, расположенный в разделе IV Правил, регулирующем регистрацию некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства, определяет порядок регистрации несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, по месту пребывания.
Гражданский кодекс Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признает место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (статья 20).
Из этого следует, что регистрация по месту жительства или по месту пребывания указанных несовершеннолетних граждан, проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), также должна осуществляться по месту жительства или пребывания их законных представителей.
Закрепленные в пункте 29 Правил положения, предусматривающие регистрацию несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, по месту пребывания на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, поданного законным представителем или близким родственником, с указанием реквизитов записи акта о рождении, документа, подтверждающего установление опеки, и представлением документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей или близких родственников, соответствуют приведенным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 5242-I, а также согласуются с пунктом 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Утверждение административного истца о том, что пункт 29 Правил устанавливает основания для отказа в регистрации по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, является несостоятельным, поскольку ни данная норма, ни Закон N 5242-I таких оснований не содержат.
С учетом того, что Правила в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления П.А. о признании частично недействующим пункта 29 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
И.Н.ЗИНЧЕНКО
В.С.КИРИЛЛОВ