Решение Верховного Суда РФ от 07.07.2004 N ВКПИ04-64
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2004 г. N ВКПИ04-64
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Коронца А.Н., при секретаре - капитане юстиции Ушаковой М.В., с участием представителей заинтересованного лица Министра обороны Российской Федерации капитана юстиции Тупикина С.В. и капитана юстиции Антонова Е.Ю., военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Тарабарко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующей п. 1 Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 534 "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации", в части, касающейся права военнослужащего на выбор места жительства при оформлении государственного жилищного сертификата без учета мнения членов семьи,
установила:
С. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просит признать недействующей указанную Инструкцию.
При этом заявитель указывает, что поводом к обращению с заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта явилось решение Печорского федерального городского суда Республики Коми от 29 января 2004 года, согласно которому С., ее бывший супруг и несовершеннолетний сын выселены из занимаемого жилого помещения, и ей отказано в удовлетворении встречного иска о признании недействительности ничтожной сделки по выдаче государственного жилищного сертификата.
Заявитель считает, что пункт 1 оспариваемой Инструкции, не предусматривающий необходимость предоставления военнослужащим при подаче им соответствующего рапорта данных о письменном согласии членов семьи военнослужащего на получение сертификата и их информированности об условиях реализации Программы противоречит Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и Конституции РФ и нарушает жилищные права членов семьи военнослужащего и их право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, поскольку позволяет военнослужащему при обращении с рапортом о выдаче сертификата самостоятельно без их согласия определять место жительства всей семьи.
Заявитель С., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась и о причинах неявки не сообщила.
Представители Министра обороны РФ Тупикин С.В. и Антонов Е.Ю. возражали против удовлетворения заявления С., указав, что оспариваемый пункт Приказа Министра обороны РФ не противоречит законодательству, не нарушает прав граждан, а издан во исполнение законов и постановлений Правительства РФ. Обжалуемая заявителем Инструкция не содержит каких-либо правовых норм, затрагивающих права и свободы граждан, а лишь определяет механизм и порядок действий должностных лиц по формированию списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдаче в Министерстве обороны РФ.
Выслушав представителей Министра обороны РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Тарабарко А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315 и от 19.03.2002 N 168 с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450).
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168 утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
Пунктом 17 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти, в которых на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят граждане - участники Программы, формируют и утверждают сводные списки получателей сертификатов с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, состава семьи и размера субсидии. Указанные списки являются основанием для выдачи сертификатов.
Перечень документов, которые представляет гражданин - участник Программы для получения сертификата, определен пунктом 30 Правил. В него входит, в том числе, и обязательство о сдаче жилого помещения после приобретения жилого помещения с помощью сертификата по форме согласно приложению N 4 к Правилам.
Согласно этому обязательству гражданин - участник Программы обязуется освободить занимаемую жилую площадь со всеми проживающими совместно с ним членами семьи в срок не позднее 2 месяцев со дня приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата, а также не приватизировать, не закладывать, не передавать эту жилую площадь по договорам отчуждения с момента подписания настоящего обязательства. Данное обязательство содержит и письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи участника Программы, проживающих с ним, которое скрепляется их подписями.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 534 утверждена Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации. Указанный Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 31 декабря 1999 г. N 2036.
Инструкция также содержит перечень документов, которые военнослужащий представляет в КЭЧ (ОМИС) при выдаче сертификатов, в том числе и обязательство о сдаче занимаемой жилой площади, заверенное надлежащим образом (приложение N 6 к настоящей Инструкции).
Форма этого обязательства соответствует форме обязательства, утвержденного указанными выше Правилами, и также содержит письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи участника Программы с освобождением занимаемой жилой площади после приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата, которое скрепляется их подписями.
Поскольку оспариваемая Инструкция содержит нормы, исключающие возможность получения государственного жилищного сертификата без согласия членов семьи военнослужащего, она, вопреки утверждению заявителя, не нарушает их прав на жилище и выбор места жительства.
Что же касается п. 1 Инструкции о том, что для включения в списки кандидатов на получение Сертификатов военнослужащие подают в порядке подчиненности рапорт установленной формы (приложение N 2 к настоящей Инструкции), в котором указывают, что с условиями участия в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" ознакомлены и обязуются их выполнять, а также согласны на исключение из очереди на улучшение жилищных условий после реализации государственного жилищного сертификата, то он с учетом вышеизложенного не влечет нарушения прав членов семьи военнослужащего.
На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что по указанным в заявлении С. основаниям оспариваемая ей Инструкция недействующей признана быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
С. в признании недействующим п. 1 Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 534 "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации" в части, касающейся права военнослужащего на выбор места жительства при оформлении государственного жилищного сертификата без учета мнения членов семьи, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ