"Кодекс этики и служебного поведения работников Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
Утверждено
решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 29 августа 2013 г. (Протокол N 59)
КОДЕКС
ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОРПОРАЦИИ "АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ"
I. Общие положения
1.1. Настоящий Кодекс этики и служебного поведения работников Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Кодекс) устанавливает основные принципы и правила служебного поведения, а также этические правила для работников Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в целях надлежащего исполнения ими своих трудовых обязанностей, укрепления авторитета Агентства, доверия и уважительного отношения граждан <1> к нему.
--------------------------------
<1> В случаях, когда в настоящем Кодексе используется понятие "гражданин", соответствующие принципы и правила также распространяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
В качестве документа, устанавливающего ориентиры для самоконтроля работников Агентства, Кодекс призван содействовать формированию высоких стандартов морали и нравственности в Агентстве.
1.2. Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также устанавливающих в отношении работников Агентства ограничения, запреты и обязанности иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, внутренних регулятивных документов Агентства.
1.3. В ходе исполнения своих трудовых обязанностей работникам Агентства надлежит руководствоваться принципами и правилами, установленными Кодексом.
Каждый работник Агентства должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса.
Знание и соблюдение работниками Агентства положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и соблюдения ими требований к служебному поведению.
Каждый гражданин вправе ожидать от работника Агентства в отношениях с ним поведения, соответствующего положениям Кодекса.
1.4. Ознакомление работников Агентства с Кодексом производится при приеме на работу в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.5. Настоящий Кодекс подлежит опубликованию на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
II. Основные понятия
2.1. Для целей Кодекса используются следующие понятия:
1) работники Агентства - лица, состоящие в трудовых отношениях с Агентством;
2) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
3) личная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение трудовых обязанностей работника Агентства, - возможность получения работником Агентства, в связи с исполнением трудовых обязанностей, доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц;
4) конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность работника Агентства влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника Агентства и правами и законными интересами Агентства, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации Агентства;
5) требования к служебному поведению - ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, об исполнении обязанностей, установленные в отношении работника Агентства в соответствии с замещаемой им должностью статьей 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", статьей 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними внутренними регулятивными документами Агентства.
III. Основные принципы и правила служебного поведения
работников Агентства
3.1. Работники Агентства, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, обязаны:
1) исполнять свои трудовые обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне;
2) постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень;
3) соблюдать и защищать при исполнении трудовых обязанностей интересы Агентства, обеспечивать эффективность его работы;
4) соблюдать требования законодательства Российской Федерации и внутренних регулятивных документов Агентства;
5) не допускать нарушение законодательства Российской Федерации и внутренних регулятивных документов Агентства, в том числе исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
6) не допускать коррупционного поведения, в том числе воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку, или как просьба (намек) о даче взятки, а также противодействовать любым проявлениям коррупции и прочим злоупотреблениям в Агентстве;
7) соблюдать требования к служебному поведению;
8) оказывать необходимое содействие и предоставлять требующуюся информацию подразделению Агентства по профилактике коррупционных и иных правонарушений, комиссии Агентства по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
9) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
10) уведомлять руководителя подразделения Агентства по профилактике коррупционных и иных правонарушений, органы прокуратуры и иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
11) незамедлительно уведомлять своего непосредственного руководителя, а также руководителя подразделения Агентства по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших известными фактах конфликта интересов и коррупционных проявлений в Агентстве, обстоятельствах и действиях (бездействии) работников Агентства и третьих лиц, послуживших или способных послужить причинами возникновения в Агентстве конфликта интересов и/или коррупционных проявлений, а также о причинении (возможном причинении) вреда Агентству;
12) доводить до сведения непосредственного или вышестоящего руководителя информацию о том, что какое-либо лицо предлагает работнику Агентства совершить незаконный, неправомерный или противоречащий требованиям к служебному поведению поступок или каким-либо иным образом нарушить настоящий Кодекс, о любых ставших известных фактах в отношении совершенных либо готовящихся правонарушений со стороны других работников Агентства (если имеющаяся информация не требует уведомления соответствующего руководителя согласно подпунктам 10 и 11 настоящего пункта);
13) осуществлять свою деятельность в пределах своих полномочий и полномочий Агентства;
14) исключать действия (бездействие), связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
15) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою деятельность в качестве работника Агентства политических партий и иных общественных объединений, социальных групп, отдельных граждан, не допускать, чтобы политические или религиозные убеждения негативно влияли на исполнение трудовых обязанностей;
16) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету работников Агентства и/или Агентства;
17) не добиваться прямо или косвенно, в связи с выполнением своих трудовых обязанностей, не предусмотренного законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства получения вознаграждения от иных юридических, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, выгоды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), знаков внимания. В случае получения названного в настоящем подпункте вознаграждения информировать об этом своего непосредственного руководителя;
18) не использовать свое положение для оказания влияния на деятельность Агентства при решении вопросов личного характера;
19) не допускать оказания воздействия на своих коллег в целях принятия противозаконного и (или) необоснованного решения;
20) не допускать проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан в связи с исполнением трудовых обязанностей;
21) не разглашать и не использовать ненадлежащим образом сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера и служебную информацию (сведения ограниченного распространения), а также иные сведения, ставшие известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
22) не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством и внутренними регулятивными документами Агентства;
23) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении Агентства, если это не входит в обязанности работника, соблюдать установленные в Агентстве правила публичных выступлений;
24) воздерживаться от использования в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации и т.п., за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
25) избегать использования во внутренней и деловой переписке, публичных выступлениях иностранных слов и терминов, имеющих общепринятые и/или укоренившиеся русскоязычные синонимы или аналоги;
26) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о деятельности Агентства, а также оказывать им содействие в получении достоверной информации о деятельности Агентства, соблюдая при этом установленные в Агентстве правила публичных выступлений;
27) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного и экономного распоряжения финансовыми средствами, иным имуществом, материально-техническими и другими ресурсами Агентства;
28) не использовать имущество Агентства в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также не передавать его в таких целях иным лицам;
29) соблюдать принципы и требования, установленные Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и изданные в соответствии с ним внутренние регулятивные документы Агентства, не создавать своими действиями необоснованные преимущества для каких-либо участников закупок.
3.2. Работник Агентства, замещающий должность, включенную в утвержденный Генеральным директором Агентства перечень должностей Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Перечень), также обязан:
1) представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
2) сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
3) в случае если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) и это приводит или может привести к конфликту интересов, передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3.3. Работнику Агентства, замещающему должность, включенную в Перечень, запрещается:
1) участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия Совета директоров Агентства. Данный запрет не распространяется на случаи участия работников Агентства в органах управления и контроля коммерческих организаций, названные в абзацах втором - шестом подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 841;
2) осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Агентстве, за исключением осуществления такой деятельности с согласия Совета директоров Агентства;
4) получать, в связи с исполнением трудовых обязанностей, вознаграждения от иных юридических, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случаях, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
5) принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя работодателя;
6) использовать свои полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных, не являющихся объектом деятельности Агентства, организаций;
7) создавать в Агентстве структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
8) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
9) заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
3.4. Работник Агентства, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам Агентства, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
Работник Агентства, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам Агентства:
1) принимает меры по предотвращению и урегулированию в коллективе конфликта интересов, по предупреждению коррупции, включая меры по предотвращению коррупционно-опасного поведения;
2) содействует установлению и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата;
3) при определении объема и характера поручаемой другим работникам Агентства работы руководствуется принципами справедливости, учета личных и деловых качеств, квалификации и опыта подчиненных;
4) не допускает по отношению к подчиненным работникам необоснованных претензий, а также фактов грубости и бестактности;
5) проявляет заботу о подчиненных, вникает в их проблемы и нужды, содействует принятию законных и обоснованных решений, способствует профессиональному и должностному росту работников;
6) оказывает поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет) в приобретении профессиональных навыков.
3.5. Генеральный директор Агентства, его заместители и члены Правления Агентства обязаны соблюдать требования, установленные статьей 27 "Конфликт интересов" Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3.6. Работники Агентства вправе получать подарки, в случае если это не противоречит запретам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и соответствует деловому этикету.
Получение подарка не должно подразумевать возникновение у работника Агентства каких-либо обязательств перед дарителем, связанных с исполнением трудовых обязанностей.
Стоимость подарка, получаемого работником Агентства в связи с исполнением трудовых обязанностей, должна соответствовать деловому этикету и (или) общепринятой практике (например, при праздновании юбилеев, дней рождения, общенародных праздников, памятных дат).
В случае получения подарка работником Агентства в связи с исполнением трудовых обязанностей он информирует об этом своего непосредственного руководителя.
В порядке и случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, работники Агентства обязаны передать полученные, в связи с исполнением трудовых обязанностей, подарки в собственность Агентства или Российской Федерации либо осуществить в отношении таких подарков иные действия.
3.7. В случае дарения подарков третьим лицам, в том числе в связи с официальными мероприятиями, работники Агентства обязаны учитывать положения нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ограничения и запреты на получение подарков отдельными категориями лиц, включая лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, служащих Банка России.
IV. Этические правила
4.1. Работники Агентства в своей деятельности исходят из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
4.2. Работники Агентства:
1) обязаны соблюдать общепринятые этические нормы и правила делового поведения, быть вежливыми, доброжелательными, корректными, принципиальными, внимательными, проявлять терпимость и непредвзятость в общении с гражданами и коллегами, работниками других организаций;
2) призваны способствовать своим поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений, отношений партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи, конструктивного сотрудничества друг с другом.
3) должны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий;
4) обязаны стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;
5) должны избегать личных и финансовых связей, способных нанести ущерб их чести и достоинству, репутации Агентства;
Критика имеющихся недостатков в работе со стороны руководителя или коллег должна быть объективной, взвешенной, принципиальной и с пониманием приниматься тем работником Агентства, к которому она обращена.
4.3. При исполнении трудовых обязанностей работники Агентства воздерживаются:
1) от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, исходя из политических или религиозных предпочтений, рода занятий и иных имеющихся различий;
2) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
3) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
4.4. Внешний вид работников Агентства при исполнении ими трудовых обязанностей, в зависимости от условий их исполнения, должен способствовать уважительному отношению граждан к Агентству, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность. Работники Агентства соблюдают разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.
V. Заключительные положения
5.1. Если у работника Агентства возникают затруднения в отношении понимания либо применения положений Кодекса, он вправе обратиться за консультацией (разъяснениями) к своему непосредственному руководителю, а также в подразделение Агентства по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
5.2. Руководители всех уровней не имеют права скрывать от вышестоящего руководства факты ненадлежащего исполнения их подчиненными - работниками Агентства трудовых обязанностей.
5.3. Руководители всех уровней Агентства не должны допускать преследование работников Агентства за уведомление или информирование соответствующего руководителя, предусмотренное настоящим Кодексом. В то же время необходимо пресекать любые попытки распространения заведомо ложной информации, непроверенных или неподтвержденных фактов с целью опорочить работника Агентства, независимо от его должности.
5.4. На работника Агентства не может быть наложено дисциплинарное взыскание за предоставление информации о нарушении Кодекса, за критику руководителя или коллег по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Кодексом.
5.5. За нарушение положений настоящего Кодекса к работнику Агентства могут быть применены следующие меры воздействия:
устное замечание, порицание;
предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;
требование о публичном извинении.
5.6. В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к работнику Агентства мер юридической ответственности.