Решение Верховного Суда РФ от 07.04.2010 N ГКПИ10-212
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2010 г. N ГКПИ10-212
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.В.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "ПЕТРОМАКС" о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 772,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 772 признаны утратившими силу:
пункт 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500, и Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2006 г. N 616 "О внесении изменения в Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500".
Закрытое акционерное общество "ПЕТРОМАКС" (далее - ЗАО "ПЕТРОМАКС") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 772 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В обоснование своих требований заявитель указывает, что оспариваемое Постановление является незаконным, поскольку не позволяет включать в таможенную стоимость вывозимых товаров расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой для их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, и расходы по последующей перевозке (транспортировке); пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации в связи с вывозом товаров; пошлины, налоги и сборы, взимаемые в отношении оцениваемых товаров в стране, в которую ввозятся эти товары, тогда как законодатель обязан исходить не только из публичных интересов государства, но и из частных интересов физических и юридических лиц.
В суде представитель ЗАО "ПЕТРОМАКС" А.М. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе" (абзац 2 пункта 3 статьи 12 и абзац 2 пункта 1 статьи 19) и нарушает экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности, которые вынуждены включать в таможенную стоимость товара также стоимость транспортировки товара и таможенных пошлин, хотя бы оговоренная ими цена товара позволяла выделить эти расходы из фактурной стоимости товара.
Правительством Российской Федерации нарушен принцип запрета двойного налогообложения, поскольку в отсутствие пункта 16 Правил в таможенную стоимость должны включаться суммы подлежащих уплате российских таможенных пошлин.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 15 марта 2010 г. N СС-П2-1519).
Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Н.М., Н.А., С., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Выслушав объяснения представителей ЗАО "ПЕТРОМАКС", Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 14 Закона отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации, которое Постановлением от 13 августа 2006 г. N 500 утвердило Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 189, 8 октября 2009 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" N 41, 12 октября 2009 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт признал утратившим силу пункт 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, который предусматривал, что в таможенную стоимость вывозимых товаров, за исключением товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, не включаются следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
а) расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой для их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, и расходы по последующей перевозке (транспортировке);
б) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации в связи с вывозом товаров;
в) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в отношении оцениваемых товаров в стране, в которую ввозятся эти товары.
Названный Закон в статье 12, устанавливая основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, предусматривает, что процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (пункт 3 данной статьи).
Согласно пункту 9 Правил процедура определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от страны назначения, вида товаров, участников сделки и так далее.
Оспариваемое Постановление призвано обеспечить единообразное определение таможенной стоимости вывозимых товаров независимо от страны назначения, вида товаров, участников сделки, видов транспорта и абзацу второму пункта 3 статьи 12 Закона не противоречит.
Доводы заявителя о том, что в связи с изданием оспариваемого нормативного правового акта участники внешнеэкономической деятельности вынуждены включать в таможенную стоимость вывозимых товаров стоимость транспортировки товара и суммы таможенных пошлин, что нарушает принцип запрета двойного налогообложения, являются несостоятельными.
Согласно статье 322 Таможенного кодекса Российской Федерации объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, не устанавливают налоги и сборы, а регулируют порядок ее определения. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации таможенные пошлины и таможенные сборы относятся к неналоговым доходам федерального бюджета (статья 51).
Названные Правила устанавливают, что является таможенной стоимостью вывозимых товаров, и не содержат нормы, обязывающей, как считает заявитель, включать в таможенную стоимость товаров суммы подлежащие уплате вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов. Стороны сделки купли-продажи в договоре самостоятельно определяют цену за товар.
Таможенная стоимость товаров в силу Таможенного кодекса Российской Федерации определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации (статья 323).
Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" регламентированы общие принципы, правила и методы таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, тогда как порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с этой территории, статьей 14 Закона отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации.
Ссылки заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта абзацу второму пункта 1 статьи 19 Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе" являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненную в соответствии со статьей 19.1 данного Закона. Для целей статьи 19 Закона ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары (абзацы первой и второй пункта 1).
Методы определения таможенной стоимости товаров при их вывозе аналогичны методам определения таможенной стоимости товаров при ввозе, но применяются с некоторыми особенностями, обусловленными самим фактом вывоза товаров.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, как элемент неналогового обязательства, о чем указывалось выше, определяется Правительством Российской Федерации, которое поддерживает рациональное соотношение вывоза и ввоза товаров и осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральным законом.
При издании Постановления от 2 октября 2009 г. N 772 Правительство Российской Федерации установило порядок вступления его в силу, что соответствует Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление закрытого акционерного общества "ПЕТРОМАКС" о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 772 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ