Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.12.2021 N АКПИ21-804
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2021 г. N АКПИ21-804
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049,
установил:
гражданин Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049 (далее также - Перечень), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не отвечают принципу правовой определенности в той мере, в какой Перечень в системе действующего правового регулирования в целях установления социальной пенсии по старости не учитывает в составе районов проживания малочисленных народов Севера Тюхтетский муниципальный округ Красноярского края как место традиционного проживания коренного малочисленного народа Севера - чулымцев.
Как указывает административный истец, он является чулымцем, представителем коренного малочисленного народа Севера, включенного в перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, родился и постоянно проживает на территории Тюхтетского района Красноярского края, достиг возраста 55 лет. Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Т. отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с тем, что Тюхтетский район Красноярского края, в котором он проживает, не входит в Перечень.
По мнению административного истца, местом традиционного проживания чулымцев является Тюхтетский район Красноярского края, который в Перечне отсутствует. Включение чулымцев в Перечень без привязки к исконной территории их преимущественного проживания ограничивает право коренного малочисленного народа Севера на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Примененное в оспариваемом нормативном правовом акте правовое регулирование не соответствует целям установления наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение, с учетом их постоянного проживания в районах со сложными природно-климатическими условиями, уязвимости традиционного образа жизни.
Представитель административного истца Т. по доверенности Д. поддержала заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 23 сентября 2021 г. N ДГ-П45-13237).
Представители Правительства Российской Федерации Е., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца на социальное обеспечение.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Т. по доверенности Д., административного ответчика Правительства Российской Федерации Е., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с названным Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
В силу пункта 6 статьи 11 поименованного Федерального закона перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 октября 2015 г. N 1049 утвердило перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 5 октября 2015 г., опубликован в "Российской газете" 12 октября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 12 октября 2015 г., N 41 (часть III).
Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости в субъекте Российской Федерации Красноярский край включает Енисейский муниципальный район (сельское поселение Сымский сельсовет), Северо-Енисейский муниципальный район (поселок Вельмо), Туруханский муниципальный район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район, что соответствует законодательству Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению и не нарушает права административного истца на социальное обеспечение.
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определяет малочисленные народы как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (пункт 1 статьи 1).
Гарантии их пенсионного обеспечения установлены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 2 которого граждане из числа малочисленных народов Севера отнесены к нетрудоспособным лицам, имеющим право на пенсию в соответствии с названным Федеральным законом на льготных условиях при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии (подпункт 4 пункта 1 статьи 11).
С вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" статья 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" была дополнена нормой, предусматривающей полномочия Правительства Российской Федерации утверждать перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 данной статьи.
Предоставление права на пенсионное обеспечение по старости именно гражданам из числа малочисленных народов Севера по достижении ими определенного возраста осуществляется с учетом сложившихся для них неблагоприятных природно-климатических, социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Указанные перечни разработаны исходя из принципа сохранения прав граждан, имеющих право на назначение социальной пенсии по старости, из числа малочисленных народов Севера, закрепленных за ними на основании ранее действовавшего законодательства Российской Федерации.
Такое правовое регулирование направлено на установление наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение с учетом особенностей их правового статуса, предопределяющих постоянное проживание в местах традиционного расселения предков с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории.
Поэтому доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" являются несостоятельными.
Ссылки административного истца на распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р, которым утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данный правовой акт принят во исполнение части 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов, а не в целях пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.
Кроме того, в силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет его на предмет соответствия иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права, и по сути, заявленные требования сводятся к изменению нормативного правового акта в оспариваемой части, то есть включению в него Тюхтетского муниципального округа Красноярского края, что недопустимо, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" полномочия по утверждению перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости относятся к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. По своему содержанию оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
А.М.НАЗАРОВА