Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 18.06.2014 N АКПИ14-517

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2014 г. N АКПИ14-517

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" о признании недействующими пунктов 13, 14, 16, 45, 92, 93, 94 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 34, "Российской Бизнес-газете" от 21 августа 2012 г., от 28 августа 2012 г., от 11 сентября 2012 г., от 25 сентября 2012 г.

Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

Так, согласно пункту 13 Правил организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случаях:

систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 данных Правил. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;

принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;

принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;

прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 названных Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;

подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 14 Правил лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 данных Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.

Уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить уполномоченный орган о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 этих Правил фактов, являющихся основанием для утраты организацией статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган обязан принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 указанных Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 названных Правил.

В силу пункта 45 Правил единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О теплоснабжении" для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных данными Правилами.

Пунктом 92 Правил предусмотрено право теплоснабжающей организации ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

Согласно пункту 93 Правил до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

В соответствии с пунктом 94 Правил если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность или не устранены нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после полного погашения задолженности или заключения соглашения о реструктуризации долга, устранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

ООО "Топливно-энергетическая компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 13, 14, 16, 45, 92, 93, 94 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 8, 19, 34 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 15, 20, 22 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

В суде представитель ООО "Топливно-энергетическая компания" Б.О. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта обязывают ООО "ТЭК" заключать договор на поставку тепловой энергии с неплатежеспособным покупателем, который не отвечает критериям, предъявляемым к статусу единой теплоснабжающей организации.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 2 июня 2014 г. N СП-П9-4019).

Представители Правительства Российской Федерации Б.Г., С.А.Ю., С.А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы теплоснабжающих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности.

Выслушав объяснения представителей ООО "Топливно-энергетическая компания" Б.О., Правительства Российской Федерации Б.Г., С.А.Ю., С.А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Полномочия Правительства Российской Федерации на издание Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом "О теплоснабжении" (статья 4).

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя признается публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О теплоснабжении" для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Устанавливая порядок организации теплоснабжения потребителей, Правительство Российской Федерации в пункте 13 Правил определило случаи, когда теплоснабжающая организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации.

Абзац первый пункта 14 Правил регламентирует деятельность лиц, права и законные интересы которых нарушены в результате систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором, организацией, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, а абзац второй пункта 14 Правил обязывает уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, уведомить уполномоченный орган о принятии в установленном порядке решения о реорганизации или ликвидации организации; принятии арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом; прекращении права собственности или владения имуществом.

Данная норма Правил не лишает организацию, осуществляющую продажу тепловой энергии (мощности), теплоносителя, при отсутствии договорных отношений права на обращение к уполномоченному органу и не может рассматриваться как нарушающая права организации.

Пункт 16 Правил регламентирует деятельность уполномоченного органа по принятию решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации.

Названные положения Правил изданы Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе соблюдению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные гарантии равенства всех перед законом и судом, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Положения пункта 45 Правил, предусматривающие обязанность заключения договора поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки между покупателем и поставщиком соответствуют требованиям Федерального закона "О теплоснабжении". Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 3, 15 Федерального закона "О теплоснабжении" статьям 1, 2, 10, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными. Устанавливая основные начала гражданского законодательства, определяя правовое положение участников гражданского оборота, Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 421 закрепляет принцип свободы договора. Условия договора согласно указанной норме определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает право Правительства Российской Федерации принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации (статья 3). Пункты 92, 93 и 94 Правил определяют порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О теплоснабжении" в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

С учетом требований данного Федерального закона Правительство Российской Федерации в пункте 92 Правил определило случаи, когда теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя.

До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "О теплоснабжении" предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры. Пункт 93 Правил называет случаи, когда теплоснабжающая организация до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя обязана направить письменное предупреждение потребителю.

Абзацем первым пункта 94 Правил определены условия, когда возможно полное прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя, а абзац второй данного пункта Правил предусматривает возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя после полного погашения задолженности или заключения соглашения о реструктуризации долга.

Определение Правительством Российской Федерации порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения обязательств по оплате тепловой энергии, а также нарушений условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, нарушения режима потребления тепловой энергии, в иных случаях осуществлено высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему законодателем полномочий, соответствует требованиям Федерального закона "О теплоснабжении".

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" о признании недействующими пунктов 13, 14, 16, 45, 92, 93, 94 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4.39 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утв. Приказом Минюста РФ от 30.12.2005 N 258>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконными пунктов 4 и 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781>
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 4.9 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД РФ от 23.03.1993 N 130>
"О продлении действия антидемпинговой меры в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и признании утратившим силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 октября 2015 г. N 133"
Ошибка на сайте