Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 14.06.2006 N ГКПИ06-445

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2006 г. N ГКПИ06-445

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292, в редакции от 24 марта 2006 г. N 163, "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",

установил:

пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292, в редакции от 24 марта 2006 г. N 163, "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление) предусмотрено осуществить с 1 января 2005 г. индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год":

ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно приложениям N 1 и 2;

ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы, установленных частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размеры указанных ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы с учетом индексации не могут превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".

Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 1 Постановления в части, касающейся установления размера индекса, исключающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".

В заявлении указано, что Постановление в оспариваемой части противоречит части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статье 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", а также определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N 364-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В судебном заседании представитель заявителя Карибджанян Н.А. поддержал заявление и просил о его удовлетворении. Пояснил, что его доверитель имеет право на выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые должны индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" установлен прогнозируемый уровень инфляции 10 - 11 процентов. Закрепив в оспариваемом Постановлении минимальный уровень индексации (1,1) размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правительство Российской Федерации вышло за пределы делегированных ему полномочий, поскольку вправе было определить только порядок индексации, но не ее размер, который установлен законом.

Представители Правительства Российской Федерации Прохорова О.Н. и Черкасова М.С. заявление Н. не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что порядок индексации, установленный оспариваемым Постановлением, соответствует нормам Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", бюджетному законодательству и обеспечивает защиту компенсаций и иных выплат гражданам от инфляции.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит, что заявление Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ (далее - Закон), гражданам Российской Федерации гарантируются установленные указанным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно части 3 статьи 5 Закона размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится и в части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которой размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 141-ФЗ, прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на 2005 г. утвержден в размере 10 - 11 процентов.

Следовательно, граждане, получающие выплаты, перечисленные в абзацах втором и третьем пункта 1 Постановления, имеют право на их индексацию за 2005 г. в размере от 10 до 11 процентов.

Между тем абзацем первым пункта 1 оспариваемого Постановления, принятого во исполнение части 3 статьи 5 Закона и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, предусмотрена индексация в 2005 г. компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением только коэффициента 1,1 (10 процентов), то есть нижнего прогнозируемого уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".

Тем самым Правительство Российской Федерации оспариваемой нормой Постановления ограничило право граждан на индексацию выплат в размере, установленном законом, и вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

Как уже отмечалось, федеральный законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить порядок проведения индексации размеров выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а не уровень (размер) инфляции, который установлен непосредственно федеральным законом и не может быть изменен нормативным актом Правительства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Н. удовлетворить.

Признать недействующим абзац первый пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292, в редакции от 24 марта 2006 г. N 163, "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части, ограничивающей возможность осуществления индексации размеров названных в абзацах втором и третьем данного пункта компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,11, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 141-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительным и не подлежащим применению приказа Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190 и утвержденного им "Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР">
(ред. от 07.06.2016) "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (вместе с "Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономическогго союза", "Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)", "Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)") (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2016)
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконными пунктов 4 и 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4.39 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утв. Приказом Минюста РФ от 30.12.2005 N 258>
Ошибка на сайте