Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2015 N АКПИ15-439

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2015 г. N АКПИ15-439

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению К.С. о признании частично недействующим пункта 2 Декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 447,

установил:

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 3 ноября 2009 г. N 447 утверждена форма декларации об объекте недвижимого имущества (далее - Декларация), пунктом 2 которой предусмотрено указание вида (названия) объекта.

К.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Декларации в части, не допускающей составление декларации на объект незавершенного строительства, ссылаясь на то, что он противоречит пункту 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и нарушает ее право на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества в упрощенном порядке.

К.С. извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Представитель Минэкономразвития России А. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый пункт Декларации соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав заявителя.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) К.Ю. возражала против удовлетворения заявленного требования, считая, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано компетентным органом государственной власти в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения представителя Минэкономразвития России А., представителя Минюста России К.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества установлены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", которым Федеральный закон N 122-ФЗ дополнен статьей 25.3.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 данного федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав (абзац четвертый пункта 4 статьи 18).

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество переданы Минэкономразвития России (пункт 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принимает форму декларации об объекте недвижимости, направляемой для осуществления государственной регистрации прав на такой объект (пункты 1, 5.2, 5.2.24).

Реализуя свои полномочия, Минэкономразвития России, приказом от 3 ноября 2009 г. N 447 утвердило Декларацию. Данный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Минюсте России 18 декабря 2009 г., регистрационный номер 15760, официально опубликован 15 января 2010 г. в "Российской газете", N 6.

Согласно пункту 2 Декларации в утвержденной форме должен быть указан вид (название) объекта, который конкретизирован в пунктах 2.1 (здание: дом, гараж, иное здание) и 2.2 (сооружение).

Довод заявителя о противоречии пункта 2 Декларации в части, не допускающей ее составление на объект незавершенного строительства, пункту 3 статьи 25.3 Федерального N 122-ФЗ следует признать неправильным.

Предусматривая упрощенный порядок для оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества, указанные в названной правовой норме, федеральный законодатель исходил из возможности подобной легализации уже созданных объектов.

На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

В силу пункта 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ декларация является документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества.

В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен (абзац четвертый пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ).

Таким образом, оспариваемая часть Декларации, изданной в установленном законом порядке, соответствует требованиям федерального законодательства.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом того, что в оспариваемом положении нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан не нарушает, заявление К.С. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К.С. о признании частично недействующим пункта 2 Декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 447, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании пункта 3 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ, ГПС МЧС России, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911>
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. N 159"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими пункта 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, и пункта 10 Административного регламента предоставления ФМС РФ государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208>
"О продлении применения антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых (ввезенных) на единую таможенную территорию Таможенного союза"
Ошибка на сайте